В сентябре во Франции вновь вспыхнули массовые протесты: в ход пошли баррикады, булыжники и файеры, загорелись автомобили, магазины, рестораны, полиция применила силу. Многотысячные протесты в прямом смысле подожгли и сковали всю страну – от Париж (на попавших в сеть видео зафиксированы столкновения в столице) до Нанта, Лиона, Марселя, Ниццы... Демонстранты потребовали отставки президента и пересмотра социальной политики. В акциях приняли участие различные категории населения, сотни тысяч работников транспортной сферы и других отраслей. Железнодорожники провели демонстрацию даже на территории Министерства экономики и финансов Франции. В поддержку протестов в стране закрылись около 18 тыс. из 20 тыс. аптек. Также к массовым акциям присоединились множество (свыше 17%) школьных преподавателей.
Французы недовольны планами властей срезать социальные льготы ради мигрантов и украинцев. Они требуют не только отменить бюджетные меры, направленные на сокращение соцподдержки, но и увеличить расходы на государственные услуги и повысить налоги для богатых: каждый седьмой француз – это почти 10 млн человек – живет за чертой бедности, при этом 10% богачей, наоборот, при Макроне только приумножили состояния. Кроме того, протестующие требуют отменить реформу пенсионной системы, которая была проведена в 2023 году и увеличила возраст выхода на пенсию.
Это уже вторая волна протестов под девизом «Заблокируй всё». В предыдущих мероприятиях, по информации МВД, участвовало около 200 тысяч человек. Во время нынешних более масштабных акций протеста, прошедших 18 сентября, французская полиция задержала 309 человек, из которых 134 были отправлены под стражу. Для контроля за протестующими на улицы были выведены около 80 тыс. сотрудников полиции, среди них имеются раненые. Как сообщил глава МВД Франции Брюно Ретайо, всего по стране было организовано порядка 700 манифестаций. В общей сложности в них приняли участие свыше 500 тыс. демонстрантов, в том числе 55 тыс. – в Париже. В то же время, по данным крупнейшего французского профсоюзного объединения «Всеобщая конфедерация труда» (ВКТ), в сентябрьских протестах приняли участие более миллиона человек.
Месяцем ранее профессор Королевского колледжа Лондона Дэвид Бетц написал в статье для Military Strategy Magazine, что в ближайшие 5 лет в Европе может начаться гражданская война с вероятностью до 95%. В целом риску подвержены 15 стран и, если в одной из них начнется конфликт, есть вероятность, что он перекинется на другие. Под угрозой № 1, по мнению эксперта, находятся Франция и Великобритания, т. к. несколько крупных городов этих стран уже стали жить как в «дикой природе», поскольку правительство утратило контроль и не может обеспечить соблюдение законов.
Среди причин возможной гражданской войны во Франции Д. Бетц перечисляет высокий уровень коррупции, упадок промышленности, обветшание инфраструктуры и рост числа частных охранных предприятий. Также эксперт упоминает намечающийся раскол между городами и сельской местностью. В качестве примера он приводит карту выборов в Европарламент 2024 года во Франции, на которой отмечены 457 округов, проголосовавших за «Национальное объединение» Марин Ле Пен в первом туре, и 119 округов, проголосовавших за другие партии. Последние сосредоточены на небольших территориях, в частности в Парижском регионе.
Среди важнейших причин можно также отметить растущий взрывным образом государственный долг Франции. Он уже превышает 114% от ВВП. Хуже только у Греции и Италии, которые, в отличие от Франции, никогда и не были в экономическом авангарде Евросоюза. Недавно премьер-министр Франсуа Байру (уже отправленный в отставку) заявил, что темпы прироста госдолга составляют 432 млн евро в день! В месяц – это около 13 млрд евро. При этом все "кассы пустые". Как следствие, французское общество бурлит все сильнее, все настроены против секвестра бюджета, назревают массовые бунты. Общий госдолг Франции тем временем пробил 3,5 триллиона евро, а процентные расходы на его обслуживание превысили военные расходы!
Власти пытаются найти выход из экономического тупика в смене правительства, милитаризации (накачке ВПК), русофобии и околовоенном психозе. В первой половине сентября президент Э. Макрон срочно назначил новым премьером Себастьена Лекорню, занимавшего с 2022 г. пост министра обороны (он стал пятым главой правительства за последние два года). Париж и страна в целом встретили нового премьер-министра массовыми протестами. Вотум недоверия, вынесенный предыдущему правительству, которое хотело сократить бюджетный дефицит Франции (самый большой в еврозоне) с 5,4% до 4,6%, не удовлетворил слишком многих французов.
Протестующие требуют кардинальной смены курса, перевыборов и отставки «непотопляемого» Макрона. «Я ожидала либо роспуска [парламента], либо левого премьер-министра, но мы не получили ни того, ни другого, это печально», – цитирует Reuters студентку Луизу Венер, которая была среди протестующих, пытавшихся захватить парижский вокзал Гар дю Нор (их остановила полиция). «Это то же дерьмо, то же самое, проблема – в Макроне, а не в министрах. Он должен уйти», – заявил журналистам член профсоюза работников общественного транспорта Фред.
Французы намереваются выдвинуть вотум недоверия и новому премьер-министру, занимающему это кресло всего несколько недель, и оказавшемуся перед лицом ультиматума: налог на богатых или отставка. "Мы не будем ломать комедию с переговорами и выдвинем вотум недоверия Себастьену Лекорню", – написал в соцсети X координатор партии "Непокорившаяся Франция" Мануэль Бомпар. По его словам, партия намерена сделать это после того, как парламент вернется с летнего перерыва поздней осенью. Теперь политическое будущее премьер-министр Франции зависит от решения важнейшего вопроса: как обложить налогами французских миллиардеров?
Социалисты в обмен на поддержку в парламенте требуют, чтобы в бюджет на 2026 год был включен 2-процентный налог на крупные личные состояния, который коснется 0,01% населения Франции. Несмотря на широкую общественную поддержку этой меры, она вызывает неприятие у «правых» союзников и оппонентов премьер-министра. Лекорню спешит подготовить проект бюджета до 7 октября. Включение в него налога, названного по фамилии автора идеи экономиста Габриэля Зюкмана, может преобразить политику Франции в отношении имущественного неравенства, но также может усилить отток капитала из страны, налоговое бремя которой уже является крупнейшим в Европе по отношению к ВВП.
Не справляясь с проблемами внутри страны, режим Макрона пытается перенаправить внимание общества вовне. В ночь на 10 сентября 19 неопознанных летающих объектов вошли в воздушное пространство Польши. Большинство из них сами попадали в полях неподалеку от границы. Три были сбиты истребителями НАТО, причем не польскими. Под шумок украинцы вбросили мысль – пусть самолеты НАТО и системы ПВО сбивают такие цели над Украиной, чтобы не долетало до ЕС. Вроде звучит логично. На самом деле, это означает контроль со стороны НАТО воздушного пространства Украины. А это прямое вмешательство в конфликт. Не мытьем, так катаньем Киев пытается раздуть ситуацию и втянуть в нее европейцев. На этом фоне особо эксцентричной стала реакция Франции, точнее ее президента Э. Макрона, который направил три истребителя «для прикрытия польских рубежей».
Сам Макрон не только рекордсмен по количеству сменившихся правительств, но и обладатель фантастического антирейтинга в 80% (при одобрении всего в 15%). 104 депутата Национальной ассамблеи Франции уже подписали документ, чтобы начать процедуру импичмента нынешнего президента. И вот теперь, на фоне массовых протестов, провальной экономической политики и катящейся на всех парах к гражданской войне страны, Макрон постоянно делает заявления. Но не об экономике, соцвыплатах, пенсиях и пособиях, а о «защите от плохой России»: «После вторжений российских беспилотников в Польшу я принял решение задействовать три истребителя Rafale для защиты польского воздушного пространства и восточного фланга НАТО совместно с нашими союзниками».
Недавнее парижское заседание т. н. "коалиции желающих" также ещё раз подтверждает очевидный факт: Европа и ее военно-политический лидер в лице Франции рвутся в полномасштабную войну с Россией. Официально объявлено, что уже подготовлен 90-тысячный корпус интервентов из 26 стран ЕС. «Французская власть потеряла связь со своим народом и его реальными проблемами. Она занята отстаиванием геополитических иллюзий, в то время как страна столкнулась с глубочайшим внутренним кризисом», – утверждают французские ученые вроде историка Эрика Бранка.
Действительно, в последние годы Франция потеряла влияние и военные базы в целом ряде своих бывших колоний: Сенегале, Буркина-Фасо, Габоне, Кот-д’Ивуаре, Мали, Нигере, ЦАР и Чаде. В очереди – Новая Каледония в Тихом океане. На этом фоне обанкротившийся режим Макрона пытается спровоцировать новый виток эскалации НАТО – Россия. А он возможен только при условии, что на поле боя вернутся США, как было во времена прошедшего президентства Джона Байдена. Но и здесь незадача: Эмманюэль Макрон – один из самых активных европейских лидеров, выступающих против Дональда Трампа и за жёсткую позицию в отношении тарифов, введённых весной против Парижа и Брюсселя нынешним президентом США.