«Отключённое правительство» - на политической кухне Америки такое случается в 22-й раз

Комментарии американиста

Приостановка работы американского правительства – шатдаун (англ. shutdown – «отключение»), имел резонанс в мировом инфополе. Случившееся в высшей исполнительной власти Америки, как бы того не хотели в Белом доме, «повествует» миру о внутриполитическом кризисе в государстве,  претендующем на планетарное первенство. «Межпартийная демократия» – «штука» производительная, за волновыми сокращениями госслужащих, события вполне могут иметь продолжение на авеню, а «демократия в головах и действиях безработных», – не самый лучший театр для имиджа любого президента.

О причинах  шатдауна в Штатах и как устроена  американская система государственной власти, как 47-й владелец Америки, больше занятый гонкой за шведской премией имени Нобеля,  выйдет из внутреннего кризиса? Комментарии по этим вопросам дал нашему изданию американист Павел Кошкин, старший научный сотрудник Института США и Канады РАН имени Г.А. Арбатова, кандидат филологических наук, Павел Геннадьевич также преподаёт в ГАУГН и РАНХиГС, является экспертом РСМД.

Как такое могло произойти в якобы первой экономике мира?

Павел Кошкин:

Главная причина нынешнего «шатдауна» в США – изначально в сильной поляризации в стране, включая и межпартийные разногласия вокруг продления госпрограммы по льготным страховкам для уязвимых групп населения (Obamacare). Неспособность республиканцев и демократов прийти к общему знаменателю вкупе со взаимным недоверием и спровоцировали закрытие правительства в конечном итоге. 

Для современных США “шатдаун” - скорее норма, чем отклонение (уже 22-й случай «заморозки» госаппарата за последние 50 лет). По сути, это издержки американской демократии, когда обе стороны пытаются переиграть друг друга в рамках жесткой политической конкуренции. 

“Шатдаун” вряд ли приведёт к великому хаосу и неуправляемости,  поскольку правительство закрывается лишь частично — только те его департаменты и подразделения, которые не представляют критической значимости для экономики и нацбезопасности страны.  Однако ВВП страны может несколько сократиться, возрастают риски кратковременной рецессии. 

Как правило, страдает простой американский народ, например, рядовые сотрудники госведомств, которые сейчас вынуждены находиться в неоплачиваемом отпуске. В аэропортах может начаться транспортный «коллапс»: задержки или отмена рейсов. Но все это, как показывает практика, терпимо и далеко не смертельно. 

Единственные издержки, которые несут политики и законодатели, - репутационные. Все это может аукнуться на выборах и оттолкнуть электорат от консерваторов».

Америка является президентской республикой, президент одновременно выполняет функции главы государства и главы исполнительной власти. Хотя, трудно себе представить Трампа, работающего как Мишустин. 

В чём сильные и слабые стороны американской системы власти?

Павел Кошкин:

Сильные стороны американской политической системы - в функционале «сдержек и противовесов». В теории любые действия президента или других госслужащих всегда проходят через мощный политический фильтр, сперва в Конгрессе, а в случае конфликта интересов - в Верховном суде. То есть формируется некая подотчетность руководства страны простому народу через его представителей в американском парламенте. В данных условиях всегда приходится договариваться и находить общий знаменатель с учетом предпочтений разных групп. Да, это сложно, но возможно и гипотетически способствует более эффективному госуправлению. 

Однако на практике часто происходят сбои. Если страна находится в состоянии поляризации, а президент пытается единолично сломать систему в угоду личных амбиций, то возникает ситуация как в известной басне классика Ивана Крылова «Лебедь, щука и рак» - “А воз и ныне там”. То есть процесс принятия решений и законотворческий процесс - стопорятся. Собственно, “шатдаун” - побочный эффект “сдержек и противовесов”, следствие непримиримых разногласий разных политических сил. Увы, такое бывает, но все это поправимо.

Новостные издания информировали о процедуре сокращений американских госслужащих. Трамп, следуя собственным правилам, нашёл виновных, -считает, что шатдаун спровоцирован позицией его политических оппонентов из Демократической партии в Конгрессе США. Какие рычаги – финансовые и политические задействует Трамп в кризисной ситуации?

Сесть за стол переговоров с демократами?

Павел Кошкин:

Напомню, что, согласно многочисленным опросам, большинство американцев возлагают вину именно на Трампа за закрытие правительства. 

На фоне кадровых сокращений и отправки госслужащих в административный отпуск, единственное, что он может сделать, - это сесть за стол переговоров с демократами, чтобы договориться по сохранению гарантии на льготные медстраховки для малоимущих. Другого выхода - нет. Собственно, республиканцы это понимают. Поэтому уже выглядят не так категорично, как раньше. Рано или поздно найдут консенсус. 

Что касается временных “увольнений” без возмещения утраченных зарплат, то президент США так шантажирует оппонентов с тем, чтобы они помогли ему возобновить работу правительства. То есть пока идет торг в публичном пространстве: каждая сторона выбивает для себя максимальное количество уступок. Плюс сокращения персонала идут в фарватере проводимой Трампом политики по оптимизации работы госаппарата.

Другой вопрос — все это демократы припомнят нынешнему главе государства в перспективе, если победят следующие промежуточные выборы в Конгресс. Ну и не забываем про выяснения отношений между правящей партий и оппозицией в судебной плоскости. Иски и расследования в будущем, скорее всего, неизбежны.   

Трамп сам себя загнал в угол

Павел Кошкин:

К досрочному сложению полномочий политический романтик Трамп, ясно, что не готов, и это не про него. Достаточно ли у него ресурсов, чтобы разрулить многовекторный  кризис у себя в стране?

- Думаю, ресурсы, чтобы выйти из затруднительного социально-экономического положения, у него есть. Но вот политической воли и, самое главное, желания нет от слова совсем. Частично, он сам загнал себя в угол, усугубив поляризацию в стране. 

По мнению Павла Кошкина, урегулировать эту ситуацию он не только не хочет, но напротив - идет в противоположном направлении: продолжает подпитывать свое политическое эго и внутренние ресурсы за счет демонстративного противопоставления себя демократам.

«Вражда и ненависть к оппонентам - это стихия и энергия Дональда Трампа. Он даже это не скрывает. Вспомните его пламенную речь на панихиде в честь консервативного активиста Чарли Кирка, погибшего от пули во время выступления в Университете Юты» – резюмировал американист. 

Светлана Мамий

Другие материалы