Чёрно-белое фото американского равноправия

В Соединённых Штатах разгорается «холодная гражданская война»

Обратите внимание: американское equality всегда оставалось черно-белым. По большому счёту история становления равноправия в США есть история борьбы чёрных за власть в стране, основанной белыми переселенцами из-за Атлантики. Для последних равные права коренных жителей континента никогда не были предметом разговора ни до 1861 года, когда началась война севера и юга, ни после. «Краснокожим» от беглецов из Старого Света предназначались только оспа, туберкулёз и корь да рабство на плантациях новых хозяев. Не только в США, но и в Европе давно привыкли к тому, что «так и надо». Точно так же, как и теперь в европейских столицах привыкли считать Россию лишней в их «цивилизованном» мире.

Что же теперь, когда белых в Штатах – только половина населения, латинос – почти четверть, чёрных – больше 13%, а азиатов – почти 8%? Тыкать пальцем в прошлое мы не будем, но отметим, что до 1964 года, когда в США был принят закон о гражданских правах, в стране, уже ставшей «великой державой» и «образцом мирового устройства», формирующей глобальные стандарты в торговле, правах человека и международной политике, ни в Конституции, ни в законодательстве не было ни одного запрета на дискриминацию по признаку расы, цвета кожи, религии, пола или национального происхождения. Как так? Да вот так.

Миллионы белых американцев, чьи предки уже не мушкетами и пушками утверждали свои права на континенте, а вступили в США через остров Эллис в Нью-Йоркской гавани, 

проходя по крутой железной лестнице без перил, чтобы доказать, что они не больные и не инвалиды, твёрдо верили в путеводную звезду Pax Americana.

Закон о гражданских правах 1964 года впервые в истории «главной демократии» мира запрещал дискриминацию по признаку расы, цвета кожи, религии, пола и национального происхождения. Применительно к политике он запрещал неравноправное применение требований к регистрации избирателей, расовую сегрегацию в школах и общественных помещениях, а также дискриминацию при приеме на работу и по сей день остается одним из самых значительных законодательных достижений в американской истории. Его история примечательно: законопроект был предложен Джоном Кеннеди в июне 1963 года, всего за 4 месяца до убийства президента. После 22 ноября 1963 года президент Линдон Джонсон отправил законопроект в палату представителей. Окончательное голосование там прошло со счётом 290–130, в сенате – 73–27. И логично предположить, что с тех пор оплот мировой демократии стал точной копией того образа, которым сам себя изображает…

Это легко проверить. The Global Statistics сообщает, что, по данным этого года, «неравенство доходов остается одной из наиболее острых экономических проблем, с которыми столкнутся американские домохозяйства в 2025 году». При этом сразу оговоримся, что опираться будем не на «таланты» или «одарённости» в бизнесе, а на закономерности, имеющие решающее значение как для политиков и экономистов, так и для граждан, которые принуждены ориентироваться в сложном ландшафте экономических возможностей современной Америки. Например, на распределение богатства и доходов между различными демографическими группами в США. Последние данные госстатистики показывают, что распределение доходов по расовым, образовательным и географическим признакам на всей территории Соединенных Штатов резко различается. Эти статистические данные, собранные из официальных источников, включая Бюро переписи населения и Бюро трудовой статистики США предоставят всестороннюю информацию о состоянии экономического равенства в Америке в 2025 году. К примеру, коэффициент Джини сейчас равен 0,494. Он показывает, что чем ближе к нулю, тем более равномерно распределение доходов в обществе, чем ближе к единице – тем выше экономическое неравенство. Выше, чем в США, только в странах африканского юга. Уровень безработицы среди чернокожего населения Штатов составляет 6,0%, – белого 3,8%. 20% американцев верхней ступени доходов получают 234 тысячи долларов в год. Нижние 20% – 15,6 тысячи долларов. На долю 20% самых обеспеченных людей приходится почти две трети всех доходов, получаемых в американской экономике, на остальных – немногим более трети. Внесём в цифры цветной маркер и получим, что домохозяйства американцев азиатского происхождения получают в год 108 700 долларов США – больше других американцев. Возникает вопрос? 87 % из 7,9 милллиона азиатов и жителей островов Тихого океана в возрасте 25 лет и старше как минимум имеют аттестат о среднем образовании и гораздо чаще, чем белые американцы, имеют степень бакалавра. Это в дополнение к тому, что США полвека были местом притяжения для талантов всех мастей. Понятно, что теперь ситуация меняется, но еще десяток лет назад массированная волна иммиграции из стран Азии несла в Штаты не полунищих бедолаг, подобных латиноамериканцам, согласных на любую работу, а образованное, высококвалифицированное пополнение – свежую кровь и мозги. Как сказал президент Билл Клинтон в 1998-м, «Америка постоянно набирает силу и дух от идущих волна за волной иммигрантов». Обладая знаниями, опытом и навыками, свидетельствуют исследователи, новое пополнение занимает престижные, высокооплачиваемые рабочие места в таких областях деятельности, как наука, техника, медицина, финансы, высокие технологии, способствуя их процветанию и эволюции. Только за период с 2000 по 2010 год в США прибыло на постоянное местожительство около 14 миллионов переселенцев, из них около 80 процентов азиаты.

Но вернёмся к цифрам. Домохозяйства белых американцев получают в год 89 050 долларов, испаноязычных – 70 650, чернокожих – 56 490 долларов. «Расовый разрыв в благосостоянии остается одной из наиболее устойчивых черт неравенства доходов в Америке, – констатируют статистики. – Этот разрыв в среднем доходе домохозяйства, составляющий более 32 000 долларов, отражает десятилетия накопленных неблагоприятных условий и системных барьеров». «Чёрный барьер» как раз и добавляет черную краску «портрету США».

Причины роста ненависти между «белой» и «чёрной» Америкой у всех на виду. Какую бы форму они ни приобретали – от Розы Паркс, которая в 1955 году в Алабаме отказалась уступить место белому пассажиру, до Black Lives Matte с целованием белыми ботинок «чёрных братьев» и золотом гробе для бандита Джорджа Флойда, убитого полицейскими. Да, это паранойя, но она родилась из неудовлетворённого требования того самого равенства, которое было впервые провозглашено в США в 1964 году.

Если по данным ФРС в 2023 году 69% общего богатства США принадлежало 10% самых богатых американцев, а на долю 50% самых бедных приходилось только 2,5% благ «общества всеобщего благоденствия», а показатели недостаточного обеспечения детей пищей среди «чёрных» домохозяйств с детьми были самые высокие, то абсолютно ничего не изменилось и теперь. Только ленивый сейчас не говорит о том, что в Штатах уже идёт «холодная гражданская война». Что экономическое неравенство ведёт к неравенству политическому, которое особенно заметно во время выборов: любая избирательная кампания требует огромных финансовых вложений, а ключевые посты занимают исключительно богатые люди. Что 3,5 миллиарда долларов, потраченных Дональдом Трампом и Камалой Харрис на избирательные кампании в 2024 году, сопоставимы с ВВП небольшого государства, например Молдавии или Лаоса. Что влияние миллиардеров на избирательный процесс не решает реальные проблемы американцев, а лишь усиливает зависимость политики от крупного бизнеса. А говорить о социальных «лифтах» в современной Америке и вовсе смешно: «Политическая элита здесь формируется по принципу наследственности: посты нередко передаются внутри семей, а ключевые позиции занимают сыновья, дочери и супруги известных политиков. Такая клановая система характерна как для Демократической, так и для Республиканской партий, а её внутренняя динамика порой определяет политический курс страны».

Сформировавшиеся в США политические кланы и есть та самая реальная Америка, стоящая у руля крупнейшей экономики мира, хоть и называют её глубинным государством. Эта Америка у всех на виду: клан Кеннеди, давший стране президента, сенаторов, конгрессменов, послов и генерального прокурора, клан Бушей, давший двух президентов и губернаторов. Клинтоны, Обамы, Байдены, а теперь и Трамп как представитель ещё одного клана, нарождающегося в Америке, – их немного, но именно их внутренние дрязги и определяют теперь, куда повернут США, начиная вторжения «демократии по-американски» или «делая Америку снова великой».

А пока, по данным Бюро статистики труда (BLS), семьи чернокожих в США зарабатывают 62 цента на каждый доллар, заработанный белыми, и отстают даже от латиноамериканцев с их 74 центами. 20 миллионов американцев, в основном с низким доходом, не имеют медицинской страховки. По переписи населения в 2024 году 11,5% американцев – 37 миллионов человек – жили за чертой бедности (14 580 долларов на человека). Каждый шестой ребёнок здесь знает, что такое нехватка еды. Среди 356 квалифицированных профессий в США доля белых американцев равна 77%, черных – 13%. 

То, что реальная картина страны ну очень не вяжется с её «цветной фотографией» в мире, заставила законодателей американского equality в самое последнее время разработать законопроект «О равенстве» (Equality Act). Буде он принят, Конгресс США внесёт поправки в Закон о гражданских правах 1964 года и запретит (ещё раз!) дискриминацию по признаку пола, сексуальной ориентации и гендерной идентичности в трудоустройстве, поиске или продаже жилья, общественных местах, образовательных учреждениях, в предоставлении кредита, юридических услугах и в социальных программах, финансируемых из федерального бюджета. Тут на две вещи следует обратить внимание: очевидную направленность на непрекращающееся ущемление прав «небелых» граждан в конкретных сферах жизни и намерение демократов постараться втащить под крыло законодательства и извращенцев, «погруженных» в гендерную шизофрению.

Но будет и попытка ещё одного «полового прорыва» – «под ковром» у Конгресса США существует поправка о равных правах (ERA), которая предлагает внесение изменений в Конституцию США, прямо запрещающих дискриминацию по половому признаку. В настоящее время это не является частью Конституции, хотя вопрос о ратификации ERA обсуждается давно. Вы удивитесь, эта поправка впервые была представлена в конгрессе в декабре 1923 года. В 1971 году этот законопроект был даже одобрен палатой представителей и на следующий год сенатом. Но так и остался не ратифицированным законодательными органами штатов. Демократия-с…

«Делая Америку снова великой» на свой бизнес-манер, Дональд Трамп едва ли возьмётся ретушировать фотографию США под реальную equality. Уж слишком неподходящий для этого у него инструмент – сделка. Deal он и есть deal, а получить прибыль на укоренении в Штатах равноправия ещё не удавалось никому. 

Другие материалы