Статистика неумолима. Как бы ни хотелось правительству Южной Кореи сохранить свое население на текущем уровне свыше 50 миллионов, это с каждым годом становится все более сложным.
Да, свежие цифры показывают, что в стране проживает более 51,6 млн человек, но количество граждан Южной Кореи упало до 49 миллионов, а прирост в 2,6 млн обеспечивают иностранцы, число которых в стране уже достигло рекордных величин.
Вместе с тем в ноябрьском аналитическом отчете Национального собрания указывается, что несмотря на стремительный рост числа иностранцев, их присутствие не способно остановить сокращение населения Южной Кореи.
И это несмотря на то, что их доля в населении страны выросла за десять лет в полтора раза: с 3,4% в 2015 году до 5% в 2024 году. Причем такая тенденция наблюдается по всей территории – в 211 из 229 муниципалитетов. Особенно в регионах, где старое «коренное» население постепенно уходит из жизни.
Приехавшие иностранцы задействованы в местных производительных предприятиях, в сельском хозяйстве и других сферах, где наблюдается дефицит рабочей силы, но, по мнению экспертов, этого явно недостаточно для обеспечения устойчивого развития Южной Кореи.
Эксперт Корейского института здравоохранения и социальных проблем Ли Сан Лим отметил: «Иностранные жители могут лишь замедлить спад, но не остановить его». Они рассматривают работу в Южной Корее как временную, как способ заработка, который позволит им помочь семьям, оставшимся на родине, или накопить определенную сумму для своего будущего бизнеса. Поэтому их потребление в Южной Корее и, соответственно, выплата налогов, которые входят в стоимость товаров и услуг, находятся на гораздо более низком уровне, чем у местных жителей.
Вдобавок уровень образования иностранцев не настолько высок, как хотелось бы, т. е. они задействованы в основном в производстве товаров с низкой добавленной стоимостью. Из 547 тысяч иностранных рабочих 84,3% являются низкоквалифицированными работниками и только 15,6% относятся к квалифицированным кадрам.
Аналитики уверены, что для реального оживления экономики регионов необходимо привлечение не временных малообразованных работников, а высококвалифицированных специалистов, владеющих методами современного производства, чтобы обеспечить модернизацию предприятий, а также сформировать постоянные домохозяйства. Без такого подхода иностранная рабочая сила останется лишь «дополнительным ресурсом» Южной Кореи, а не решением ее экономических и в первую очередь демографических проблем.
Действительно, для любой страны гораздо выгоднее приглашать на работу высокообразованные, опытные кадры, которые были бы заинтересованы «осесть» в стране на достаточно долгий срок, чувствуя себя не «временщиком», а постоянным жителем, который будет потреблять заработанные деньги в основном в стране проживания.
Важным элементом такого подхода является создания возможностей для избавления желаемых категорий иностранцев от бюрократических формальностей, касающихся предоставления вида на жительство и возможностей их интеграции в общество.
Нельзя сказать, что правительство Южной Кореи ничего не делает в этой сфере. Расширяются категории виз, которые позволяют иностранцам без проблем официально работать в стране. Иностранные студенты давно имеют возможность законно работать в корейских компаниях (в условиях неполной занятости, конечно), а также значительно упрощены условия их перехода на рабочие визы.
Уже довольно давно в стране работают структуры с бесплатными курсами корейского языка для иностранцев, с оказанием им правовой и другой помощи. Общество также обеспечивает все условия для комфортного проживания иностранцев. Дошло до того, что в большинстве компаний, крупных магазинов, или агентств, предоставляющих услуги населению, есть возможность общения не только на английском, но и на других иностранных языках, включая русский.
Южная Корея стремится не только добиться увеличения количества иностранных туристов, которые делают свой взнос в благосостояние страны, но и предлагает условия для переезда и постоянного проживания иностранцев требуемых специальностей.
Конечно, часть «иностранцев» являются ими лишь формально, потому что имеют корейские корни во втором или третьем поколении. Для таких людей условия переезда в страну и возможностей для учебы и работы еще более льготные. Все-таки население Кореи является в большинстве своем моноэтническим. Вот только рождаемость остается одной из самых низких в мире.
Определенный прогресс был зафиксирован с января по сентябрь 2025 года, когда в Южной Корее родилось более 191 тыс. детей, что на 12,5 тыс. больше, чем за такой же период прошлого года (рост на 6,54%). Максимальный рост за последние 18 лет. Причем в сентябре увеличение составило цифру в 8,6%.
Возможно, рост рождаемости будет продолжаться, потому что в третьем квартале число заключенных браков выросло на 12,8%, превысив 58 тысяч, а в сентябре рост был наиболее динамичным (20,1%). Нужно отметить, что больше всего увеличилась доля браков граждан возрастом от 30 до 34 лет, который является наиболее удачным для рождения детей.
Кроме того, незначительно, но уменьшилось количество разводов. В третьем квартале их число находилось на уровне 23 тысяч (около 40% зарегистрированного количества свадеб за тот же период).
Ожидается, что за весь 2025 год в Южной Корее родится около 240 тысяч детей, что поднимет суммарный коэффициент рождаемости в стране с 0,75 до 0,85 ребенка на одну женщину. Хотя это в два с лишним раза меньше, чем в Северной Корее, где этот коэффициент составляет 1,8 ребенка на женщину.
Естественно, что небольшое увеличение рождаемости не сможет переломить общую тенденцию старения и уменьшения населения. Ведь для поддержания стабильной численности он должен составлять не менее 2,1. Поэтому население уменьшается в обеих Кореях, но в Северной ситуация намного лучше, чем в Южной.
Невзирая на увеличение количества иностранцев и подъем рождаемости число жителей Южной Кореи неуклонно сокращается уже шестой год подряд. Причина понятна – значительное превышение числа умерших над количеством родившихся. Только за третий квартал эта разница превысила 20 тысяч человек.
Население Южной Кореи не только уменьшается, но и стремительно стареет. Это проявилось в том, что в 2024 году страна вошла в список «суперстареющих» стран, в которых более 20% населения достигли возраста старше 65 лет. А к 2035 году эта доля вырастет в полтора раза – до 30%. Для сравнения: в Японии такое изменение длилось вдвое дольше.
Для экономики Южной Кореи быстрое старение населения также представляет проблему. Оно сокращает расходы домохозяйств и оказывает огромное давление на молодежь, которое вынуждено поддерживать старшее поколение и высокими ценами на жилье.
Из-за этого более трети (37,3% в 2023 году) пожилых корейцев в возрасте старше 65 лет вынуждены продолжать работать. В соседней Японии этот показатель намного ниже (25,3%), несмотря на то что общество в целом начало стареть намного раньше.
В итоге правительство планирует повысить возраст выхода на пенсию. В 2016 году он был поднят до 60 лет, а в этом году для некоторых категорий работников его увеличили до 65 лет. Ожидается, что до конца года парламент законодательно закрепит его для всех граждан.
Можно сказать, что Южная Корея становится «суперстарым» обществом с малым числом детей. И ни рост рождаемости, ни увеличивающееся количество живущих там иностранцев не спасут ее от неуклонного уменьшения населения и его продолжающегося старения. А через пару десятков лет большинство ее жителей смогут цитировать известное стихотворение: «Я стар, я очень стар, я — Суперстар!»