Балканы: пороховая бочка Европы снова начинает тлеть

Или что забыла на Балканах Британия, считающая этот регион «жизненно важным для своей безопасности»

В XIX веке одна из английских газета поместила карикатуру, на которой Балканы были изображены пороховой бочкой, крышку которой безуспешно пытаются заткнуть европейские монархи. С тех пор много лет прошло, но вот эта «бочка» снова рискует взорваться. По крайней мере панику по этому поводу усиленно нагнетают в Лондоне. 20 декабря английская Guardian сообщила, что премьер–министр Великобритании Кир Стармер назвал регион Западных Балкан, включающий Албанию, Боснию и Герцеговину, Косово, Черногорию, Северную Македонию и Сербию «европейским горнилом – местом, где проверяется безопасность нашего континента». Хотя если взглянуть на географическую карту, то Лондон находится от перечисленных выше стран на таком расстоянии, что прямого отношения к безопасности британских граждан не имеет и иметь никак не может. 

Правда, в историческом плане да, за последние двести лет именно Балканы действительно были в Европе местом бурных исторических событий и острых конфликтов. Достаточно вспомнить о войнах России с Османской империей, о выстрелах в Сараево, убившие эрцгерцога Фердинанда, что стало поводом для Первой мировой войны, о распаде Югославии и о том, что в конце прошлого века впервые после Второй мировой войны натовские войска бомбили мирный Белград. Так и сегодня – события вокруг Косово и угрозы «цветной революции» в Сербии, усердно поджигаемой Западом, снова могут привести к тому, что Балканы опять превратятся в «пороховую бочку» Европы, как их раньше называли. Но причем здесь Британия?

Это, как свидетельствует Guardian, объяснила Эмили Торнберри, председатель парламентского комитета по иностранным делам и бывший теневой министр иностранных дел в команде Стармера. 

«В начале этого месяца я посетила Западные Балканы, – сообщила Торнберри. – Совершенно очевидно, что они находятся на передовой борьбы с российской дезинформацией и вмешательством, и я очень горжусь работой, которую Великобритания проводит для их поддержки в этой борьбе – ради их безопасности и безопасности всей Европы. Необходимо больше усилий для поддержки независимых СМИ, а не меньше. Люди жаждут узнать правду и найти ее очень сложно».

А доктор Кейт Фергюсон, соисполнительный директор и руководитель отдела политики и исследований в организации Protection Approaches, неправительственной организации, работающей на Западных Балканах над предотвращением насилия на почве идентичности, добавила, что «Великобритания имеет хорошую репутацию в регионе и ее не следует сейчас подрывать».

«В стратегии национальной безопасности справедливо признаётся, что мы находимся в периоде усиления стратегической конкуренции за правила и управление нашим миром; в Европе мы видим это в том, как Россия диверсифицирует свои усилия по подрыву нашего демократического консенсуса», – сказала она.

«Поэтому крайне важно, – отметила Кейт Фергюсон, – чтобы наше министерство иностранных дел было надлежащим образом и адекватно обеспечено ресурсами для противодействия этим растущим угрозам демократии и нашей коллективной безопасности. В последние годы Великобритания зарекомендовала себя на Западных Балканах как надежный и принципиальный лидер, в то время как другие порой проявляли нерешительность. Сейчас, когда в регионе усиливаются новые формы российской агрессии и пагубного влияния, это лидерство необходимо укреплять, а не ослаблять».

22 октября Кир Стармер собрал в Лондоне представителей шести стран региона Западных Балкан. Также к встрече присоединились канцлер Германии Фридрих Мерц и глава евродипломатии Кая Каллас. Свои намерения участники лондонских посиделок не скрывали: главной темой саммита стали уменьшение влияния России в регионе, а также вопросы евроинтеграции и миграции. Как отметили обозреватели, эта встреча стала частью так называемого Берлинского процесса, запущенного экс-канцлером ФРГ Ангелой Меркель еще в 2014 году с целью ускорить вступление стран региона в ЕС. Великобритания, несмотря на Brexit, осталась в программе и даже усилила свои позиции. С 2019 по 2024 год показатели товарооборота со странами региона выросли с £1 млрд до £4,3 млрд. В феврале 2024-го Великобритания объявила о выделении до £15,75 млрд на увеличение британского экспорта и инвестиции в регион. 

Основная цель этого саммита в Великобритании – не столько предложить что-то реальное, полезное и практичное для Балканского региона, сколько нагадить России. Другими словами, Балканы, как и прежде, интересуют Британию вовсе не потому, что Лондон хочет помочь расположенным там странам обеспечить демократию и содействовать их развитию, а, как и в былые времена, использовать их для противостояния с Россией. 

Еще более откровенной была новый глава британской спецслужбы MI6 Блейз Метревели. Выступая в Лондоне с первой публичной речью, она заявила, что Великобритания оказалась «в промежуточном положении между миром и войной», и охарактеризовал Россию как «агрессивную, экспансионистскую и ревизионистскую страну, стремящуюся подчинить Украину и оказывать давление на НАТО». 

Но, увы, силёнок у «британского льва», чтобы активно мутить воду в регионе нынче уже маловато. Как сообщила Guardian, правительство Кира Стармера объявило на днях о сокращении на 40% средств, выделяемых на противодействие российской угрозе на Западных Балканах. Финансирование на борьбу с дезинформацией и кибератаками, а также на укрепление демократии сокращено с 40 млн фунтов стерлингов до 24 млн фунтов стерлингов. Выделенные Великобританией средства на укрепление позиций на Западных Балканах, где Россию обвиняют в разжигании розни и дестабилизации, были сокращены с 40 миллионов фунтов стерлингов в прошлом году до 24 миллионов фунтов стерлингов на 2025-2026 годы.

Для этой цели создан Фонд комплексной безопасности (ISF), который призван противодействовать наиболее приоритетным угрозам национальной безопасности Великобритании как внутри страны, так и за рубежом. Средства этого международного финансового фонда, выделенные в прошлом году, были частично использованы для противодействия злонамеренным кибератакам в регионе, а также для укрепления демократических институтов и независимых СМИ.

Есть еще и другая причина происходящего. Как отметила та же Guardian в другой, ранее опубликованной редакционной статье, «в последние годы нарастала усталость от Западных Балкан – и их, казалось бы, неразрешимые, трудноразрешимые проблемы – отошли на второй план в списке геополитических проблем Европы. Но война на Украине заставила Брюссель сосредоточиться на проблеме расширения влияния России в регионе за счет ЕС и НАТО, используя политическую нестабильность в своих интересах».

«Этот вновь привлеченный Запад крайне необходим, – считают авторы статьи, – но, учитывая ухудшающуюся обстановку, одних лишь теплых слов недостаточно. В прошлом месяце местные конфликты привели к кратковременному возведению баррикад в самой северной части Косово, где проживает преимущественно этническое сербское население. Отношения между Приштиной и Белградом, который пользуется активной поддержкой Кремля и отказывается признавать независимость Косово, выглядят хуже, чем когда–либо за последние 20 лет.

Возможности ЕС в качестве посредника осложняются зависимостью Сербии от российского газа и отказом Белграда ввести санкции против Москвы. Но если Брюссельское соглашение 2013 года, связывающее политическую автономию косовских сербов с нормализацией отношений между двумя странами, наконец, не будет реализовано, риск неминуемого конфликта реален. Если это произойдет, более широкие последствия будут серьезными, не в последнюю очередь в плане нового кризиса беженцев.

В Боснии и Герцеговине ситуация также плачевна. Москва оказывает щедрую поддержку сепаратистской программе лидера боснийских сербских националистов Милорада Додика. В то же время Кремль взращивает боснийских хорватских националистов, которые столь же решительно настроены закрепить и углубить этнические разногласия, прописанные в Дейтонской конституции страны», – привычно обвиняет газета в обострении противоречий на Балканах Россию.

«Балканы, пишет французская Monde, – выбрали в качестве пешек в глобальной стратегической игре, выходящей за их пределы... Нынешнее положение региона с этой точки зрения почти не отличается от того, что было в начале XX века, только перечень „великих держав“ претерпел некоторые изменения", – отмечают Жан–Арно Деран и Лоран Жеслен в своей книге "Балканы, управляемый перекресток" ("Les Balkans, carrefour sous influences"). Австро-Венгрии больше нет, но Россия и Турция остались. Соединенные Штаты и Китай заявляют о себе как о крупных игроках, в то время как европейцы колеблются».

Как известно, на саммите в Салониках в июне 2003 года Евросоюз торжественно объявил о "европейском" предназначении Западных Балкан – Черногории, Северной Македонии, Сербии, Албании, Боснии и Герцеговины и Косово. Однако вопрос об их интеграции висит в воздухе, даже несмотря на то, что многие из этих государств находятся в статусе кандидатов. «Этот статус-кво становится несостоятельным, поскольку страны – члены ЕС сосредоточили все внимание на Украине и Молдове», – делает вывод издание. 

Однако Британия всё-таки играет значимую роль в усилиях западного лагеря подорвать влияние России на Балканах. Великобритания действует в регионе в основном с помощью спецслужб и чужими руками – через связи с албанской преступностью. Евросоюз же обладает большими рычагами давления на Сербию, включая экономические.

При этом Лондон и Берлин пытаются оказать давление на Белград, чтобы убрать из кабинета министров Сербии сторонников развития отношений с РФ. Конечная цель Великобритании и Евросоюза – заставить республику присоединиться к санкциям против Москвы, прекратить прямое авиасообщение с Россией и отказаться от ее газа. Президент республики Александр Вучич сообщил, что спецслужбы нескольких стран финансируют протесты в стране, на это потрачено уже $4 млрд. Однако Белград последовательно отказывается разрывать связи с Россией. 

«В балканских странах, за исключением Сербии, широко распространено общественное стремление вступить в ЕС, – считает Times. – Так что, с учётом этого факта у ЕС есть рычаги помощнее, которыми он может долго пользоваться, если, конечно, захочет. Однако Франция и Нидерланды находятся в числе главных противников расширения в основном из–за опасений по поводу миграции и организованной преступности».

Однако дело тут не только в том, примут ли, наконец, эти государства в ЕС. Хотя в русофобском азарте Кир Стармер и назвал Западные Балканы «европейским горнилом» собственной безопасности, однако ни ЕС, ни раздувающая щеки Великобритания всё-таки не в состоянии на равных конкурировать в регионе с такими сверхдержавами, как Китай, США и Россия. А могут только «гадить». Поджигать обстановку на Балканах, где острые межнациональные противоречия по-прежнему могут превратиться в военные конфликты. Но и это очень опасно.

Другие материалы