В конце 2025 года киевский режим пошел в очередное наступление на права национальных меньшинств. Причем речь идет далеко не только о русских и русскоязычных. В декабре верховная рада приняла специальный закон, обновляющий перечень языков, нуждающихся в защите в соответствии с Европейской хартией региональных или миноритарных языков. Из перечня пропали русский и молдавский языки.
Удар по молдаванам был нанесен явно в угоду союзнице Владимира Зеленского – гражданке Румынии Майе Санду, занимающей кресло президента Молдовы и имеющей при этом стойкую аллергию на все молдавское. «Президентка» даже с треском проиграла выборы на территории страны, и власть удерживает только благодаря голосованию на зарубежных участках, находящихся под контролем сотрудников «ее» МИД. Несмотря на то, что абсолютное большинство жителей Молдовы идентифицируют себя, как молдаване, команда Санду делает все возможное и невозможное для стирания их идентичности. И теперь Зеленский взялся помогать ей в этом на территории Украины. В заложниках у прозападных политиков-популистов оказались более четверти миллиона украинских молдаван, проживающих преимущественно в Одесской и Черновицкой областях, где их общины составляют, соответственно, 5 и 7,3% от общего населения регионов.
Действия киевского режима вызвали возмущение даже у лояльных по отношению к Украине общественных деятелей.
«Поспешно вносимые поправки нарушат права меньшинств, конституционные принципы Украины и европейские стандарты», – оценил позицию украинского правительства в интервью французскому AgoraVox председатель Ассоциации молдаван Украины Анатолий Фетеску.
Он уже обратился по данному вопросу в Европарламент, хотя и декларирует, что надеется на понимание со стороны украинских властей. Впрочем, критиковать киевский режим, не делая сразу же реверансов в его адрес, – сегодня смертельно опасно.

Этническая карта Южной Бессарабии. Источник: Википедия
Языковой «наезд» – это только часть проблемы молдавской общины на Украине. В 2021 году киевский режим принял закон о «коренных» народах. Согласно ему, «коренным» народом считается «этническая общность, которая сформировалась на территории Украины, является носителем самобытного языка и культуры, имеет традиционные, социальные, культурные или представительские органы, осознает себя коренным народом Украины, составляет этническое меньшинство в составе ее населения и не имеет собственного государственного образования». Официально, «коренными» были признаны только крымские татары, крымчаки и караимы. И лишь они были формально приближенны в правах к «титульной» нации (и то условно – так как в украинских СМИ, образовании, судах и администрациях используется исключительно «мова»). Впрочем, объявление крымских этносов «коренными народами Украины» было сугубо символическим манипулятивным жестом, так как их права на самом деле с 2014 года обеспечивают российские власти.
Таким образом, фактически все национальные меньшинства на Украине – совершенно бесправны. Причем, отказ молдаванам в статусе коренного народа в Незалежной – совершенно абсурден, так как территории Южной Бессарабии и Буковины входят в состав земель, на которых проистекал процесс молдавского этногенеза. Однако историческая правда не вписывается в виртуальную картину мира, выстроенную украинскими национал-популистами. Таким образом, молдаване Бессарабии и Буковины стали чужими и бесправными «пришельцами» на собственной родине.
В похожем положении оказались и живущие в Бессарабии гагаузы. Если отказ в предоставлении статуса «коренного» народа молдаванам украинские власти хотя бы формально обосновывают наличием у них собственной государственности, то у гагаузов своего государства нет. А, согласно действующему законодательству, на Украине они полностью лишены каких-либо национально-культурных прав. Ситуация дополнительно осложняется тем, что в качестве языка межнационального общения гагаузы долгое время использовали русский, а теперь разговаривать на нём на территории Украины за пределами собственной кухни – проблематично. Недавно журналисты одного из прозападных СМИ Молдовы посетили украинских гагаузов и попытались вывести их на антироссийские разговоры. К удивлению адептов Санду, часть гагаузов открыто подвергли критике политику киевского режима по запрету русского языка и преследованию русскоязычных, а также – отказались публично осуждать Россию.
Гагаузы неоднократно требовали от официального Киева, чтобы им предоставили хотя бы формально положенный им статус «коренного» народа. В министерстве иностранных дел Украины однажды даже объявили о том, что данную идею стоило бы рассмотреть. Но воз и ныне там. У гагаузов нет «крыши» на Западе, поэтому их просьбы благополучно оказались где-то «глубоко под сукном» в кабинете у Зеленского.
Впрочем, даже нацменьшинствам, имеющим поддержку со стороны Европы, не всегда хорошо живется на Украине.
Неоднократно вопрос об ущемлении Киевом своих национальных и языков прав поднимали украинские румыны. В 2020 году Национальный совет румын Украины попросил защиты у официального Бухареста. Соответствующие обращения были отправлены президенту, премьеру и руководству парламента. В совете подчеркнули, что румыны «подвергаются хорошо организованному систематизированному процессу принудительной украинизации». Лишение румынского меньшинства права учить детей в школах на родном языке в совете охарактеризовали как «культурно-языковой геноцид». Отдельные нарекания у общественников вызвал тот факт, что в рамках административной реформы Зеленского районы компактного проживания румын «разнесли» по нескольким макрорегионам, в которых их доля составляет менее 10%. Таким образом, румын лишили реальной возможности иметь своего представителя в парламенте.
Власти Румынии несколько раз поднимали вопрос защиты прав соотечественников перед официальным Киевом. Проблема дошла даже до Европарламента. Депутат ЕП от Румынии Мария Грапини обратилась в Европейскую комиссию по поводу того, что румынское меньшинство на Украине лишено доступа к образованию и возможности свободно обращаться в суд и администрацию.
Отдельный «узел противоречий» связан с тем, что после начала гонений на Украинскую православную церковь киевский режим с помощью радикалов пытается загнать румынские приходы УПЦ в неканоническую «Православную церковь Украины». Несогласных с такой постановкой вопроса клириков запугивают, избивают или мобилизуют в ВСУ. Критику из Бухареста в Киеве игнорируют. Пока у Зеленского есть поддержка в Брюсселе, позиция членов ЕС «второго эшелона» его волнует мало.

Румыны на Украине. Источники: Википедия
Ожесточенное противоборство развернулось у киевского режима с венграми на Закарпатье. Отношения с ними у официального Киева были натянутыми еще с 1990-х годов, однако после прихода к власти Зеленского они – на грани «горячего» конфликта. К венгерским активистам зачастила СБУ, мадьярские школы оказались под административным прессингом, а недавно экс-посол Украины в США Валерий Чалый открыто объявил венгерский язык «угрозой национальной безопасности» Украины. Как и в случае с румынами, команда Зеленского постаралась максимально «раскатать» мадьярские населенные пункты в рамках административной реформы, чтобы лишить венгров возможности «проводить» в парламент своих депутатов.
Официальный Будапешт гораздо активнее Бухареста занимается защитой прав соотечественников. Премьер-министр Виктор Орбан старательно блокирует инициативы Киева в отношениях с ЕС и НАТО, обещая продолжать прессинг до тех пор, пока Киев не изменит свою политику в отношении закарпатских мадьяр. Но Зеленский настолько горит желанием самоутвердиться за счет унижения меньшинств, что идет «на принцип» даже в этой ситуации.
Что касается малочисленных на Украине этносов – таких как болгары или албанцы – то о них официальный Киев вспоминает в лучшем случае на праздники. Никаких прав у их представителей нет в принципе.
Впрочем, все это еще «цветочки» на фоне того, как киевский режим обращается с крупнейшим национальным меньшинством Украины, – русскими. Его представители не только лишены любых национально-культурных прав, но и могут подвергнуться атакам со стороны радикалов только за упоминание своей национальности. Целые сонмища гуманитарных деятелей открыто пропагандирует «расовую неполноценность» русских в худших традициях Третьего рейха. Если остальные меньшинства неформально отнесены ко «второму сорту», то русские оказались вообще «вне шкалы».

Любая попытка критики политики официального Киева в вопросе прав нацменьшинств на территории Украины автоматически объявляется «работой на Кремль» и «государственной изменой». «Большие люди» на Западе проблему игнорируют из соображений политической целесообразности – как западные державы до 1940 года игнорировали действия Гитлера. Для них главное, чтобы Киев, пусть даже трижды нацистский, воевал против России. А голоса, звучащие из органов, вроде Венецианской комиссии, Зеленский и компания насмешливо игнорируют. Ситуация – тупиковая. И, к сожалению, при нынешнем режиме вряд ли она из этого тупика куда-то выйдет.