Наступивший 2026 год может ознаменоваться новым этапом конфронтации в Восточном Средиземноморье, где постепенно оформляются конкурирующие военно-политические блоки. В конце декабря Израиль, Греция и Кипр в ходе встречи лидеров этих стран в Западном Иерусалиме подписали ряд соглашений, знаменующих дальнейшее углубление политико-дипломатического и военно-технического сотрудничества. Укрепляющийся альянс «древних наций» достаточно нервно воспринимается в Турции и на Северном Кипре, где не скрывают экспансионистских устремлений в Восточном Средиземноморье, включая более выгодную конфигурацию исключительных экономических зон и нефтегазоносного шельфа, вокруг которых назревает очередной раунд силового противостояния.

Ожидается, что в наступившем году будет завершён проект компании HAVELSAN по созданию системы управления движением судов в Восточном Средиземноморье (GTH) с опорой на центр обслуживания судоходства и на три станции наблюдения (две станции автоматической идентификации и радиолокационная станция) на территории признаваемой только Анкарой «Турецкой Республики Северного Кипра». Предполагаемый «цифровой щит» Восточного Средиземноморья, очевидным образом несущий двойной функционал, будет поддерживаться и контролироваться через ранее созданный «Центр обслуживания судоходства в Мерсине». В настоящий момент завершены строительство и «заводские приемочные испытания системного программного обеспечения». HAVELSAN, одна из старейших и наиболее крупных высокотехнологичных компаний Турции, проходит по списку Фонда вооруженных сил Турции (TSKGV), что говорит само за себя.

Всё это с тревогой воспринимается в Афинах и в «греческой» Никосии, где много пишут о занимающей центральное место во внешней и оборонной политике Турции доктрине «Голубая Родина» (Mavi Vatan), в рамках которой активно строятся новые корабли и разрабатываются новые системы так называемого сдерживания, способные повлиять на военный баланс в Восточном Средиземноморье и в Эгейском море. Турецкие СМИ описывают 130-мм противокорабельные боеприпасы BALKIN ÇAF-S, разработанные компанией MKE, как один из новых элементов обороны. Боеприпасы успешно прошли морские испытания и готовы к серийному производству, а также добавлялось, что система была специально разработана для обеспечения защиты от противокорабельных ракет. Согласно данным греческих СМИ, «боеприпасы BALKIN создают облака частиц, чтобы дезориентировать радиолокационные угрозы, и могут быть эффективны в широком диапазоне частот», водя в заблуждение ракеты с радиолокационным наведением. Более того, система BALKIN может повысить живучесть фрегатов и корветов ВМС наследников Порты, что особенно важно в регионах с высокой радиолокационной и ракетной угрозой, таких как Эгейское море или Восточное Средиземноморье. Указанная система снижает зависимость Турции от иностранных источников в этой области и имеет потенциал для экспорта продукции оборонной промышленности.

Доктрина «Голубая Родина» рассматривается оппонентами, к коим в последние годы присоединился Израиль, как ключевой фактор усиления напряженности в Эгейском море и Восточном Средиземноморье. Наибольшее внимание уделяется отработке морских и воздушных операций в Эгейском море, что напрямую затрагивает интересы Греции. Особо следует обратить внимание на факт либо прямого членства противостоящих сторон с НАТО, либо тесных связей с альянсом, что является очередным подтверждением его нестабильного состояния. Очередной саммит альянса должен пройти 7-8 июля в Анкаре. По данным Yeni Safak, в общей сложности только за первую половину 2025 года было проведено 83 учения (в том числе с участием государств НАТО), среди которых — масштабные маневры Мavi Vatan, «Эфес-2025», «Анадолу Картал» (Анатолийский Орел) и «Денизкурду» (Морской Волк). Крупнейшее морское мероприятие 2025 г., масштабные учения военно-морских сил Mavi Vatan – 2025 вызвали нескрываемое раздражение в дипломатическом и военном ведомствах Афин, заявивших о «наглядной демонстрации притязаний Турции на греческие шельф и территориальные воды».

Глава штаба турецкого флота контр-адмирал Кенан Каан Тюрккан заявил, что учения «Голубая Родина – 2025» проводятся командованием ВМС на основе программы учений вооруженных сил Турции. Цель учений – «оценка оперативности и эффективности работы командований, входящих в состав ВМФ, повышение уровня оперативной готовности подразделений, улучшение способности анализа и принятия решений сотрудниками штаба и подразделениями в условиях множественных угроз». В учениях было задействовано 90 военно-морских кораблей (включая субмарины), 50 самолетов военно-морского базирования и ВВС, вертолетная техника, радиолокационные станции и т. п. объекты, а также более 20 тыс. солдат и офицеров. В ходе учений под наблюдением партнёров из США и НАТО турецкие корабли обошли без малого 22 порта в Чёрном, Эгейском морях, Восточном Средиземноморье, включая север Кипра, что встретило официальные протесты из Афин и Никосии. Как известно, в Анкаре не признают за эллинами 10-12-мильных акваторий вокруг почти всех греческих островов в Эгейском море и на его стыке со Средиземным (острова Кос, Родос, Кастелоризон). Очевидно, что встречи в 2023-2024 гг. премьер-министра Кириакоса Мицотакиса и президента Реджепа Эрдогана не приблизили «заклятых соседей» к решению спорных вопросов, не оправдав надежд оптимистов на «историческое примирение» Анкары и Афин. Кроме того, в Турции проходили учения по мобилизации (Yıldırım – 2025), нацеленные на быстрое и эффективное развёртывание персонала в возможные кризисные моменты, что может указывать на подготовку к возможному конфликту. Направляя корабли для манёвров в спорные акватории, турки создают там так называемые морские заповедные зоны или природные парки в районах своих притязаний, что однозначно отвергается греками.

Напомним, Турция не подписала Конвенцию ООН по морскому праву, по которой страны имеют право расширить свои территориальные воды до 12 морских миль (включительно). В 1995 году при ратификации Афинами этой Конвенции турецкий МИД заявил, что если западные соседи расширят свои территориальные воды с 6 до 12 миль в Эгейском море, то это будет «рассматриваться как нарушение национального суверенитета Турции и может стать формальным поводом (casus belli) для объявления войны». Однако воды были расширены, что еще более обострило давний конфликт и, соответственно, участило пограничные инциденты, в частности, вокруг необитаемых скалистых островов Имиа (Кардак) в Эгейском море.

Греческие СМИ периодически обвиняют Турцию в планах «окружения» своей страны с использованием турецкого Кипра и через попытки юридически блокировать правовыми и военными методами большинство эгейских островов и примыкающих к ним греческих акваторий. Региональная нестабильность передаётся и на туристический бизнес: «...обе страны являются членами НАТО, что создаёт дополнительные механизмы для сдерживания конфликта, но не решает предопределяющие его проблемы. Попытки урегулирования споров посредством переговоров и привлечения международного арбитража не привели к устойчивому решению, и ситуация остается потенциально взрывоопасной. Более того, текущая ситуация негативно влияет и на туристический бизнес Греции и Турции (ввиду максимальной географической близости друг к другу оспариваемых районов. – Прим. ред.), отчего вопросы эти обретают особую остроту».

Не слишком, мягко говоря, эффективные усилия Афин по ограничению доступа Турции к оборонному сотрудничеству с ЕС свидетельствуют о «стратегии сдерживания, которую можно трактовать как защитную реакцию на амбиции Анкары… Турция сталкивается с внутренним давлением, что может усилить её агрессивную риторику, как это видно из предупреждения президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о рисках милитаризации греческих островов». К этому стоит добавить, что едва ли социально-экономические проблемы, растущая инфляция и прочее умерят внешнеполитические амбиции Анкары, скорее наоборот, и это дополнительный фактор поиска греческими столицами мощного и перспективного партнёра в лице правительства Биньямина Нетаньяху.

Вероятная военная эскалация в Эгейском море и на его стыке со Средиземным в районе острова Крит может блокировать и международное грузовое судоходство со стратегически важном в том числе и для России маршруте Чёрное море – Босфор – Дарданеллы. А потому активная роль в поддержании региональных балансов всеми имеющимися способами, в то время как международное право демонстративно выкинуто Дональдом Трампом на свалку истории, – вполне актуальная задача.