Германские бланки блокируют счета оппозиционных политиков, как правых (Альтернатива для Германии), так и левых

Debanking – политическая дрессура неугодных. Как в Германии научились затыкать рты критикам власти?

Под ударом – счета оппозиционной партии «Альтернатива для Германии» и левых активистов

Конец 2025 года ознаменовался в Германии чередой скандалов, связанных с необоснованным закрытием или блокировкой счетов клиентов со стороны банков. Это явление, ставшее в какой-то момент буквально массовым, получило название «дебанкинг».

Причём, уже при ближайшем рассмотрении стало понятно, что дебанкинг имеет чёткую политическую направленность и ангажированность. Под каток банковских репрессий стали попадать исключительно оппозиционные политики, партии, движения, неудобные, и оттого неугодные властям общественные организации или деятели.

Вот лишь несколько примеров. 

В ноябре 2025 года сразу несколько немецких кооперативных банков закрыли счета оппозиционной партии «Альтернатива для Германии» (АдГ), чью вероятную победу на следующих выборах в Бундестаг, которые, возможно, тоже будут внеочередными, предсказывают (или опасаются, в зависимости от политических предпочтений) уже многие германские политические эксперты.  

При этом руководство отметившихся репрессиями против АдГ банков – Verbund Volksbank OWL и Volksbank in Ostwestfalen – подтверждает закрытие счетов, одновременно отказываясь давать любые объяснения своих действий, ссылаясь на «банковскую тайну».

В свою очередь региональные отделения партии «Альтернатива», а также депутаты от партии в различных муниципалитетах начали регулярно получать «письма счастья» с уведомлением о расторжении договора об оказании банковских услуг от наиболее крупных организаций страны в этой сфере – сберегательных касс (Sparkassen) и народных банков (Volksbanken).

Поговаривают, что тут дело не обошлось без прямого вмешательства местных властей, представители которых, как правило, сидят в советах директоров коммунальных банковских учреждений.

В середине декабря банки Sparkasse Göttingen и GLS Gemeinschaftsbank уведомили о закрытии банковских счетов крупнейшей в Германии солидарной организации Rote Hilfe e.V., оказывающей юридическую и финансовую помощь левым активистам, попавшим в немилость официальным властям ФРГ. Схема таже: «Да, закрыли. Нет, «почему?» - «не скажем, банковская тайна».

Ассоциация «Медики и учёные за здоровье, свободу и демократию» (MWGFD), критиковавшая государственную политику времён пандемии, после закрытия банками целого ряда её счетов была вынуждена фактически заново создавать инфраструктуру для сбора добровольных пожертвований от неравнодушных граждан. 

Среди отдельных лиц, с которыми власти пытаются бороться через дебанкинг, можно назвать известного независимого журналиста Бориса Райтшустера, обладателя журналистской премии Союза изгнанных Баварии (Journalistenpreis des Bundes der Vertriebenen Bayern) 1998 года, журналистской премии «Другие времена» (Andere Zeiten Journalistenpreis) 2004 года и медали Теодора Хойса (Theodor-Heuss-Medaille), полученной им в 2008 году.

В преследовании Райтшустера особо отличился Postbank, несколько раз без объяснения причин закрывавший его счета, чем де-факто прямым образом препятствовал работе журналиста. 

И вот тут мы подходим к самому интересному моменту, на мой взгляд. Что такое дебанкинг по своей сути: вид фактического наказания, которое власти используют, не согласуясь ни с административным, ни с уголовным кодексами, или такой изощрённый метод шантажа? 

По мнению многих немецких экспертов, глубоко погрузившихся в тему, с учётом того, что в современном мире доступ к банковскому счёту – давно не роскошь, а базовое условие существования, без которого ты как без документов напрочь лишён возможности снять жильё, устроиться на работу, оформить страховку и так далее, дебанкинг как феномен произвольного расторжения банковских отношений без каких-либо объективных причин или внятных объяснений со стороны финучреждения – стал средством борьбы с неугодными, «приучением их к дисциплине», если хотите, политической дрессурой, проще говоря. 

В результате это явление приобрело такие масштабы, что обратило на себя внимание даже в целом лояльных к властям СМИ, вроде вполне себе мейнстримной Berliner Zeitung, где в конце ноября вышла статья Йоханнеса Ширрмайстера «Систематическое запугивание: когда банковские счета аннулируются по политическим причинам».

«То, что раньше казалось исключительной случайностью, теперь выглядит как закономерность: политическая активность, за которой вскоре следует аннулирование счета банком. Без уведомления, без обоснования, без предупреждения», – пишет Ширрмайстер. 

Ссылаясь на исследования, проведённые онлайн-журналом Multipolar, основанном в 2020 году независимыми журналистами Паулем Шрайером, Штефаном Коринтом, а также политологом Ульрихом Тойшем, и финансируемом в основном за счёт добровольных пожертвований читателей, Ширрмайстер пишет, что в последние годы счета многих журналистов, политических деятелей и частных лиц с самыми разными политическими взглядами были аннулированы без прозрачных и понятных оснований. 

И это, как отмечает обозреватель Berliner Zeitung, касается не только какой-то одной стороны политического спектра, а скорее даже, демонстрирует многослойную картину репрессий, широким поливом, так сказать.

При этом, что особенно показательно, случаи дебанкинга зафиксированы во всех без исключения крупных и средних банках страны, что ещё раз доказывает тезис о том, что мы имеем дело не с единичными случаями банкового произвола, а с системным подходом к массовому затыканию ртов всем неугодным, причём, не только в ФРГ, но и по всей Европе. 

Характерны при этом примеры преследования немецких общественников, критиковавших неоправданно жёсткую политику властей в период пандемии коронавируса, или случай бывшего бельгийского лоббиста Фредерика Балдана, осмелившегося подать в суд на главу Еврокомиссии Урсулу фон дер Ляйен в рамках разбирательства Pfizer-gate, и за этого лишившегося всех счетов, принадлежавших не только ему самому, но и его несовершеннолетнему сыну.

В общем ситуация давно перевалила за рамки нормальности, если она в принципе может считаться нормальной. И похоже, что в попытках хоть как-то удержать свою власть в разрушающемся мире «старой Европы» глобалисты пойдут и на другие меры по созданию в ЕС пусть пока и не физического, но зато вполне себе осязаемого цифрового концлагеря. С чем я, собственно, европейцев и «поздравляю»…