Битва за свободную Белоруссию, или История одной провокации

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Я намеренно оставила в своей статье этот заголовок из британской «The Observer», в которой журналистка Кэрол Кэдуолладр - молодая женщина, милое лицо - вдохновенно рассказывает читателям о том, как Запад «бьется за свободу белорусов». Битва эта - не шуточная, и она на самом деле идет…

Захлебываясь от счастья жить в великой стране и работать в великой газете, британская журналистка восторгается тем, что «мир наконец-то осознал, в каком тяжелом положении находится Белоруссия». И что произошло это открытие «благодаря подпольной театральной труппе». И еще – благодаря Наталье Коляда, художественному руководителю «Белорусского свободного театра», который «находится в изгнании».

Чтоб у читателя не было вопросов относительно того, что это за «бойцы» антибелорусского фронта, приведу несколько цитат из популярной «Википедии»: «Белорусский свободный театр» – не имеющая юридического лица организация, объединяющая нескольких актеров, одного режиссера и нескольких администраторов, которые позиционируют ее как единственный подпольный театр в последней диктатуре Европы».

Будучи «по содержанию» политической партией, борющейся за свержение конституционного строя Белоруссии, это, однако же, - «авангард художественного сопротивления». Журналист, политконсультант и консультант по маркетингу некоммерческих организаций Николай Халезин и его жена, специалистка по административной технологии управления в «церкви саентологии» Наталья Коляда,  запустили «Белорусский свободный театр» в марте 2005 года. В мае того же года к ним присоединился молодой режиссер Национального театра имени Янки Купалы Владимир Щербань и несколько актеров. Попытка пополнить штат «театру» не удалась - из тридцати студентов, набранных для обучения театральному мастерству, из-за «особого типа отношений» между студентами и преподавателями, устанавленного директорами «Свободного театра», ушли все. Вполне понятно, поскольку ни Коляда, ни Халезин не имеют никакого профессионального образования в тех дисциплинах, которые преподают. Коляда закончила истфак Белорусского педагогического университета, посещала саентологические курсы менеджмента в Москве и закончила неаккредитованный «Американский Хаббард-Колледж» по специальности «управление бизнесом». Ну а у Халезина нет ни высшего, ни специального образования в области режиссуры, драматургии или актерского мастерства.

Тем не менее прикрывающаяся театральными подмостками группа революционеров получает самые крупные гранты, предоставляемые белорусским артистам правительствами западных стран. Два директора и пять актеров «Белорусского свободного театра» уже члены американского «Lark Play Development Centre», «Европейской театральной Конвенции» и лауреаты Премии Французской Республики по правам человека.

Все эти награды, понятное дело, - за «включение белорусского театра в европейский театральный процесс», продвижение идеи «открытого общества», культурного разнообразия и европейской идентичности. Заметьте – не за вклад в развитие белорусской культуры и национального театрального искусства. И не за пропаганду этой культуры на Западе.

В большинстве своих интервью для журналистов вроде Кэдуоллард руководители «Белорусского свободного театр» заявляют, что 22 августа 2007 года театр был арестован вместе со зрителями. На самом деле отряд милиции специального назначения прибыл к частному домовладению на окраине Минска по звонку, в котором сообщалось о большом скоплении лиц в доме и раздающихся внутри «хлопках», похожих на выстрелы. Милиционеры выяснили, что в доме шел спектакль «Одиннадцать рубах» по пьесе Эдварда Бонда, который приглашенный французский режиссер Кристиан Бенедетти ставил с актерами «Белорусского свободного театра». И что во время действия использовались пневматические ружья, что и вызвало подозрение у соседей.

Милиция «в театре» - это был подарок судьбы. И с тех пор Коляда и Халезин представляют это как спланированную акцию и пример систематических репрессий против их коллектива. Хотя никому из «театралов» административные органы ни разу не отказали в обновлении паспорта или разрешительном штампе на выезд за рубеж. Труппа активно гастролирует и перемещается через государственную границу без всяких препятствий, а отсутствие у «Белорусского свободного театра» государственной регистрации в своей собственной стране есть следствие того, что руководители «театра», в отличие от большинства действующих в Беларуси независимых ассоциаций, за регистрацией даже не обращались.

Но вернемся к публикации «The Observer» и тому, ради чего я взяла на себя труд рассказать об одной из многочисленных и особенно остервенелых в последние месяцы провокаций против Белоруссии. «Белоруссия всегда была страной на пути западных армий, идущих на Восток, и восточных, идущих на Запад; жестокую историю продолжили в этом веке сначала Гитлер - нацисты убили четверть населения Белоруссии, а затем Сталин. Она пережила краткий момент свободы после распада СССР, а затем в 1994 году Александр Лукашенко, директор совхоза, был избран президентом и начал систематически вновь отнимать свободы», - негодует британка. Потому и Коляда для нее ценна как главный двигатель «кампании, привлекающей внимание к ужасным политическим репрессиям в стране, которая находится посредине Европы, всего лишь в двух часах от Лондона»

Британка Коляде верит так же истово, как истово ненавидит ее страну: «Белоруссия - забытая европейская страна в тисках - вы сочтете это гиперболой и почти наверняка откажетесь поверить, я тоже не верила - режима террора в сталинистском стиле. Это как Россия в 1937 году. Массовые аресты. Людей заставляют исчезнуть. Чистки». Они вполне сошлись - ненависть одной к собственной родине другой кажется благородным негодованием, и британка с удовольствием цитирует ответ Коляды на заявление в Брюсселе главы МИДа Евросоюза баронессы Эштон о том, что ЕС ввел против Белоруссии жесткие санкции: «Чушь! Это пустые санкции. Запретили въезд некоторым политикам и только. Нам нужны экономические санкции».

Кому им – «Белорусскому свободному театру»?

Такая кровожадность в отношении Белорусского государства, которое по качеству социальных гарантий и уровню жизни обогнало весь «постСССР», говорит о многом. И прежде всего - о том, что движет «театром Каляды» ненависть. Эту ненависть к сегодняшней Белоруссии они играют и в своих спектаклях, странствуя между Европой и Америкой. «Белорусский Свободный театр показал третью часть своей постановки «Зона молчания», названной «Цифры», - пишет «Wall Street Journal». - В ней актеры сопровождали театральным действием ужасающие цифры белорусской статистики. В одной из сцен актриса танцует народный танец в национальном костюме, а затем раздевается до бикини, в то время как проектор отображает субтитр о том, что «тринадцать модельных агентств, в сотрудничестве с Министерством культуры Республики Беларусь, продавали молодых белорусских женщин в сексуальное рабство».

Это можно было бы посчитать болезнью, но и по эту, и по ту сторону Атлантики есть люди, которым такая фразеология приходится очень по душе. «У Белоруссии заканчиваются средства, и люди целыми днями стоят в очередях, чтобы обменять рубли, готовясь к новой девальвации, - торжествует «The Washington Post». - Так как страна считается последней диктатурой Европы, отторгаемой Западом, Россия теперь вольна выдвинуть собственные условия в обмен на помощь. Оформляя предоставление правительству Александра Лукашенко 3 миллиарда долларов, она может положить глаз на самые прибыльные активы Лукашенко, такие как нефтеперерабатывающие и химические заводы». Как видите, у западных игроков в колоде есть и «российский туз», и мы понимаем, почему он там оказался: в Москве тоже сделали кое-что для того, чтобы между двумя славянскими народами-братьями, столетиями жившими в одной стране, пролегло минное поле бюрократии.

В битве с не склоняющей головы ни перед Западом, ни перед Востоком Белоруссией теперь каждый голос на счету, особенно тот, что раздается из Минска. «Белоруссия скатывается к диктатуре», - запевает «Le Monde». На ее страницах учредитель и председатель правозащитного центра «Весна» Олесь Беляцкий, посетивший Париж, призывает французский МИД принять экономические санкции против белорусского режима. Он выступает за эти санкции, чтобы «задушить режим и спровоцировать его распад». Вот вам цитата: «У них желудок вместо мозга. Они думают только о привилегиях и международных кредитах. Когда с ними говорят о гуманистических ценностях, в глазах у них пусто. Если действовать быстро, режим может рухнуть через месяц».

Международная федерация за права человека готовит доклад о репрессивных акциях властей Белоруссии. Евросоюз добавил еще 19 имен к списку из 157 белорусских должностных лиц, которым запрещен въезд в ЕС «из-за их причастности к декабрьским репрессиям», выразившимся в аресте хулиганов, штурмовавших Дом правительства в Минске после выборов президента страны.

Комиссар ЕС по вопросам расширения Штефан Фюле обещает, что будут серьезно пересмотрены принципы отношений с государствами постсоветского пространства, членами СНГ. Будут ужесточены требования к ним в обмен на предоставление Брюсселем финансовой помощи. Теперь каждому «партнеру», обещает Фюле, будет предложена отдельная программа. Отныне европейская политика соседства будет иметь целью создание «зоны безопасности и благосостояния» из «кольца дружественных стран» на границах Евросоюза. Программа будет нацелена не только на Украину, Белоруссию, Молдавию, Армению, Азербайджан и Грузию. К своим будущим соседям ЕС причисляет и Алжир, Египет, Израиль, Иорданию, Ливан, Ливию, Марокко, Сирию, Тунис и даже Палестинскую автономию. Несмотря на кровавые гражданские войны последних месяцев. Или наоборот – смотря?

Только что Фюле встречался в Брюсселе с экс-премьером Украины Юлией Тимошенко, с которой провел переговоры о перспективах интеграции этой страны в ЕС. Тимошенко, которую в ее стране обвиняют в ряде серьезных финансовых преступлений, - подходящий кандидат для Евросоюза.

Есть подобные кандидатуры и в Белоруссии. Недаром Брюссель решил в четыре раза увеличить размер денежной поддержки белорусской оппозиции. Такие же ключи подбирают в ЕС к Молдавии, Азербайджану и другим «соседям». «Европейское партнерство» – попытка использовать тяготение проживающих на бывшем советском пространстве народов к Европе, где и уровень жизни повыше, и быт почище. Но эти европейские стандарты «во многом обеспечиваются за счет проведения корыстной политики по отношению к тем, кто не является членом ЕС. Сотрудничество с Евросоюзом становится своего рода призом для тех, кто будет подчиняться его установкам. При всем при том Евросоюз не открывает перед ними свои ворота. Он их оставляет за бортом, но диктует им линию поведения. Это довольно старая, как мир, политика», считает директор Института стран СНГ Константин Затулин.

Не видит этого только слепой, к каковым никак не отнесешь сидящую на западных грантах белорусскую театральную оппозицию. Да, для них спектакль с каждым новым грантом продолжается. У них своя «экономика», свой «расчет». На их «подмостках» никогда не зазвучит речь о том, что это Лукашенко не пускал Белоруссию с протянутой рукой «на Запад», сопротивляясь заимствованию средств у МВФ. Потому белорусов и не достал так называемый «мировой финансовый кризис». Чем сегодня гордятся переварившие его страны Евросоюза? Тем, что преодолению кризиса способствовала разумная, хотя и непопулярная у населения, жесткая монетарная политика. Вывод, который сделали для себя «еэсовцы» сегодня: необходимы механизм регулирования финансовых потоков и централизованное проведение финансовой политики. Как раз то, чем отличается Белоруссия от всех других стран Европы, в том числе и России, сделавшей собственную экономику «либеральной».

Сегодня недовольные «политикой затягивания поясов» немцы и французы прокатили на местных выборах партии власти. В Лондоне - впервые после Второй мировой войны - прошла массовая демонстрация против сокращения зарплат, пенсий и социальных выплат. В Лиссабоне парламент отверг планы премьера урезать социальные расходы и отправил правительство в отставку. Не прекращаются акции против курса экономии в Афинах.

Но – прошу внимания! – даже не народное недовольство оказывает самое пагубное влияние на судьбу Евросоюза и евро. Самой опасной кабалой для евроэкономики стало навязывание странам еврозоны кредитов от МВФ на невыгодных для заемщиков условиях. Вот почему в каждой стране стремятся сейчас решать свои проблемы своими средствами - минимизируя приток спекулятивного капитала и заимствований у МВФ. Как это делал Лукашенко.

Сейчас многое, если не всё, в судьбе Беларуси зависит от того, как отреагирует на её трудное социально-экономическое положение Россия. Принесёт в жертву финансовым властям Евросоюза часть Союзного государства, каковым в настоящее время являются (по закону) Российская Федерация и Республика Беларусь вместе, или протянет руку, поможет справиться с нехваткой средств в экономике? Твердое «да» Москвы поставило бы крест на многих политических спекуляциях…