Интернет-войны: фронт без линии фронта

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Армия КНР официально заявила о наступлении эры «интернет-войн». 2 июня в англоязычной газете China Youth Daily появилась публикация Академии военной науки Китая, в которой говорится, что массовые выступления в арабских странах являются началом периода интернет-войн, идущих на смену традиционным войнам. Авторы публикации обвинили США в развязывании именно такой войны на Арабском Востоке. Заявление китайских военных появилось через несколько дней после сообщения в Wall Street Journal о принятой Пентагоном стратегии ответа военной силой на хакерские атаки из-за рубежа.

Нельзя отказать китайским военным в масштабном геополитическом мышлении. Они хорошо представляют ту роль, которую играет сегодня в жизни общества управляемая информация. Для них интернет-война - суровая реальность нашего мира.

При всём размахе работы в информационном пространстве Вашингтон очень не любит распространяться о её настоящих целях. Десятки тысяч американских информационных ресурсов и тысячи управляющих ими идеологических центров преподносят себя как работающие на ниве просвещения. На самом деле они планомерно изменяют сознание целых народов, насаждая глобализацию по-американски. В средствах ведения этой войны не стесняются. Вспомним, как двенадцать лет назад американцы, не считаясь с жертвами, наносили ракетно-бомбовые удары по телецентрам, радиостанциям и ретрансляторам Сербии. Это была информационная война в ее крайнем выражении, отмеченная ненавистью ко всему неамериканскому.

В ту пору это подавалось как побочный ущерб в ходе боевых действий. Теперь же Пентагон официально заявляет: «Все, кто будет мешать нашим информационным операциям, будут уничтожаться в их логове». Просто и понятно каждому, кто засомневается в «правде по-американски».

В Китае не строят иллюзий относительно американских демократических ценностей и знают, что столкновение китайско-американских интересов в Африке только начинается. Вряд ли США пойдут сейчас на какую-то другую войну с КНР, кроме информационной. Имея колоссальный опыт разрушения советского общественного сознания, постоянно развивая силы и средства информационной агрессии, американцы далеко обогнали в этом остальных.

Однако руководство КНР – не чета горбачёвской группе «перестройщиков». Оно не отдаст завоевания без боя. Приводя пример массовых народных выступлений в арабских странах, координируемых через Интернет, китайские военные рассматривают Всемирную сеть как главное поле противостояния в войне будущего. Они прямо называют беспорядки в странах Ближнего Востока результатом действий США. «В последнее время интернет-торнадо пронеслось по всему миру.... За ним стоит тень Америки... Столкнувшись с этой разминкой в сетевых войнах, ни одна нация и армия не могут оставаться пассивными, а должны готовиться к сражениям интернет-войны», – утверждается в публикации.

В целях мирного существования в Сети китайские военные предлагают ввести понятия «интернет-граница» и «интернет-суверенитет». Это противоречит новой стратегии США, которую сформулировала госсекретарь Хиллари Клинтон в речи о глобальной «борьбе за свободу в Интернете» после революций в Тунисе и Египте.

Сейчас доступ к иностранным сайтам в КНР ограничен, страницы в сети фильтруются, доступ к международным социальным сетям запрещен. В начале мая в Китае создан специальный департамент по контролю за интернет-пространством, ранее власти ввели в действие по всей территории страны «файрвол» (Firewall), который называют «Великой китайской противоогневой стеной».

Опасность, исходящую от неконтролируемых пространств Всемирной сети, хорошо понимают и в некоторых других странах… В первую очередь в Иране - на передовой информационного противоборства с Соединёнными Штатами. В начале 2011 года в Иране создан «халяльный» (очищенный) сегмент Интернета. В течение ближайших двух лет иранские физические и юридические лица будут иметь доступ только лишь к новой внутренней сети. По замыслу иранских властей поначалу халяльный Интернет должен сосуществовать с обычным, затем новая сеть вытеснит привычный Интернет. Попытки организации молодежного бунта в Иране через Интернет весной 2010 года не прошли для иранских властей даром - они оперативно создают защиту от иностранной информационной агрессии.

Несколько лет назад официально приняла доктрину информационной войны армия Бразилии. В бразильской армии разработана и введена в штатное расписание программа боевых действий в киберпространстве на случай военного положения. Программа предусматривает меры защиты и нападения с помощью самых передовых средств. В принципиальном виде эта программа ничем не отличается от боевых наставлений для родов войск. В настоящее время проводится дооснащение армии Бразилии специальной техникой для повышения боеспособности информационного оружия.

Испанский производитель систем обеспечения информационной безопасности Panda Security объявил о заключении соответствующего соглашения с бразильскими военными. Panda обеспечит обучение армейских специалистов, ответственных за борьбу с кибертерроризмом и ведение информационных войн, и произведёт поставки новейшего программного обеспечения для защиты 37,5 тыс. компьютеров армейского командования от всех разновидностей вредоносного программного обеспечения, целевых атак и интернет-угроз.

Предусмотнено сотрудничество между коммуникационным центром бразильской армии и антивирусной лабораторией PandaLabs. В рамках сотрудничества будут проводиться совместная подготовка экспертов в области расследования киберпреступлений и обмен образцами вредоносных программ. Panda взяла на себя обязательства в 24-часовой срок обеспечивать классифицирование вредоносных кодов, угрожающих Бразилии, и соответствующее оперативное реагирование. Армия располагает парком примерно в 60 тыс. компьютеров, и уже сегодня на 12 её IT-центров предпринимается в среднем по 100 атак в сутки. Помимо решения сугубо специальных задач, бразильские военные отслеживают все доступные их вниманию информационные операции, способные нарушить политическое равновесие в зоне их интересов.

Разумеется, армейские программы для военных целей не могут служить гарантией от политической дестабилизации через общедоступные сети, но они регистрируют положение дел и в любой момент могут представить политическому руководству объективные данные о проводимых против страны подрывных информационных операциях, а при необходимости и контратаковать противника.

В РФ имеется «Закон об информации, информационных технологиях и защите информации», предоставляющий полную свободу работы в Интернете любым силам. В марте с.г. в Думу был внесен открытый для обсуждения проект нового закона о регламентации активности в виртуальном пространстве. Однако обсуждение, как водится, получилось бесплодным. Усилиями многих заинтересованных лиц разработка законопроекта саботируется. Ситуация похожа не перестроечную, когда в СССР хлынули потоки информации из-за рубежа, а советские СМИ ушли из сферы информационного противоборства под предлогом освобождения от «партийной цензуры». Сегодня неэффективность власти во многом обусловлена тем, что на индивидуальное и массовое сознание граждан России беспрепятственно воздействуют любые информационные потоки. Получается снова пародия на США с попыткой копировать тамошние правила поведения СМИ. Однако там допускается свобода любого средства массовой информации потому, что СМИ, подконтрольные властной элите, безусловно доминируют. Остальные «допущенные» беспомощны в борьбе с ними. В результате сознание американского общества принимает те формы, которые необходимы правящему классу.

В России же, несмотря на принимаемые вроде бы меры, в СМИ царят полное отсутствие преобладающей и чётко выраженной государственной линии, многоголосица и «свобода выражений» в духе информационного «гуляй-поля», где угнездились самые различные ресурсы, в том числе подрывающие общественное здоровье, сеющие семена русофобии.

Чтобы Россию не постигла участь известных стран Арабского Востока, чтобы она второй раз за четверть века не капитулировала в информационной войне, став жертвой подрывных усилий, в национальном сегменте Интернета необходимо срочно вводить регулирующие механизмы.