header
Украина – Россия: время собирать камни
"11553"
Размер шрифта:
| 05.09.2011 Экономика 
733 Оцените публикацию: 1 2 3 4 5
logo

Украина – Россия: время собирать камни

Политических и экономических «завалов»  в отношениях между Россией и Украиной за последние годы накопилось немало. Бывало и так, что стороны иногда не были готовы слушать и слышать друг друга.

Наивно полагать, что  все эти сложности, элементарное недопонимание намерений соседа-партнера, накопленный негатив взаимных упреков и недоверия можно легко и быстро устранить. Чтобы вывести двусторонние отношения  на новый, более высокий уровень, придать им глубокое, необратимо положительное содержание, необходимы политическая воля и желание (они, похоже, есть у обеих сторон), а также поиск новых нестандартных путей разрешения возникающих проблем.

Если взглянуть на эти вопросы предметнее и масштабнее, вычленить из общей динамики двусторонних отношений торгово-экономическую составляющую,  кооперационную интеграцию между регионами и предприятиями, которые во времена  Советского Союза  прочно скрепляли  российско-украинские производственные, научные, технологические, торгово-экономические отношения, ещё раз проанализировать, в чём же заключаются и какими могут быть взаимные интересы сторон, то по-другому - гораздо более оптимистично - представляются и перспективы взаимоотношений наших государств.

Совокупный потенциал Украины и России таков, что наши страны могли бы совместно и успешно преодолевать мировые и внутренние финансовые неурядицы и даже глобальные кризисы, если только внимательно учитывать глубину украинско-российских  отношений (даже на их нынешнем уровне), умело использовать их характер и специфику. Ведь  Россия и Украина являлись - и в значительной мере остаются - частями единого экономического пространства, сформировавшегося в советское время. Естественно, их производственная и транспортная инфраструктуры объективно ориентированы друг на друга.

Российские и украинские предприятия в силу  сложившейся специализации являются  друг для друга монопольными поставщиками многих важнейших промышленных изделий в рамках межгосударственной кооперации.  Разрыв этих связей негативно повлиял бы на ситуацию  как в российской, так и в украинской экономиках, ибо создание аналогичных или параллельных производств в обеих странах потребует громадных финансовых затрат и времени. Взаимозависимость двух экономик не вызывает сомнений.

Для России стратегически важным является вопрос транзита через украинскую территорию российских грузов, направляемых в Европу. Кроме того, у России, к сожалению, не осталось  современных глубоководных незамерзающих коммерческих портов на Балтике. Нет их и на Севере, если не считать Мурманского торгового порта. Единственный глубоководный  порт в европейской части России – Новороссийск, но и там есть ограничения, связанные с пропускным потенциалом железной дороги и территориальными  ограничениями для развития структуры порта. Отсюда особое значение для России приобретают порты Одессы, Ильичевска, Южного,  Мариуполя, через которые ещё во времена Советского Союза проходили значительные объемы внешнеторговых грузов.

В свою очередь, Украина также находится в прямой зависимости от северного соседа: ведь это энергодефицитная страна, удовлетворяющая топливно-энергетические потребности за счёт собственных ресурсов  лишь на 47-49 процентов. За счёт российских энергоносителей покрывается 100 процентов потребностей Украины в ядерном топливе, около 75 процентов в сырой нефти и около 50 процентов в природном газе.

Очевидная взаимозависимость России  и Украины выражается ещё и в том, что вследствие сложившейся специализации многие украинские предприятия являются монопольными поставщиками в Россию важнейших изделий. Например, 100 процентов собираемых украинцами  свеклоуборочных и кукурузоуборочных машин, полевых жаток, паровых, поршневых и других видов насосов, 80 процентов кранов на пневмоколёсном ходу реализуется на российском рынке.

Стремление украинского капитала к экспансии на постсоветском пространстве приветствуется в Москве. Сколько ведется разговоров, плодится небылиц об «экономическом засилии москалей» на Украине, а если посмотреть на факты, то убеждаешься в широком проникновении украинских компаний в Россию. Мало кому известно,  что российское  ОАО «Останкинский молочный комбинат» с 2010 года  на 94 процента принадлежит украинской компании «Милклэнд». Индустриальный союз Донбасса контролирует металлопрокатный завод в Армавире, корпорация «Богдан» вкладывается (700 миллионов долларов) в строительство автомобильного завода в Нижегородской области. Группа «Приват» контролирует Алапаевский металлургический завод. Концерн «Энерго» владеет угольной шахтой «Заречная» (Кемеровская область), а Group DF – Астраханским нефтегазовым комплексом.

Россиянам пришлись по душе  кондитерские изделия, конфеты и прочие сладости, из соседней страны, и  корпорация «Рошен» сразу же воспользовалась новым спросом и приобрела кондитерскую фабрику ЗАО «Кондитер-Курск».  Особое слово об украинской горилке: 52 процента крепкого алкоголя Россия импортирует из Украины, у «Немиров Холдинга» - четверть российского импортного рынка. Компания «Союз-Виктан» имеет два ликёроводочных завода в Московской области.

В общей сложности украинские инвестиции в российскую экономику составляют пока 100 миллионов долларов. Есть большие возможности для увеличения этого показателя. Если же говорить о российских инвестициях в экономику Украины, то они направляются главным образом в новейшие отрасли – мобильную связь, авиастроение, производство алюминия, нефтепереработку. Российский бизнес участвует в создании  новых рабочих мест в пяти украинских регионах    – в Полтавской области, Крыму, Киеве, Ровенской области и Севастополе. Очень интересны проекты в производстве медицинского оборудования, энергосбережении, дорожном и жилищном строительстве, в сфере железнодорожного транспорта, горнодобывающей промышленности.

Что касается торговых связей, то приходится признать, что Россия по-прежнему остается  крупнейшим торговым партнёром Украины. Только за январь-октябрь 2010 года внешнеторговый оборот  соседей составил 36,170 миллиардов долларов, увеличившись на 150 процентов к аналогичному периоду 2007 года. Объём украинского экспорта в Россию увеличился на 36,5 процента, а объём российского импорта в Украину - на 30,2 процента. По общему объёму российский экспорт вплотную приблизился к докризисному уровню, а импорт уже давно превысил этот уровень. Причём это без учета того факта, что произошло сокращение экспорта нефти из России на 6 процентов. Если же посмотреть динамику взаимного товарооборота, то даже в самые сложные 2002-2008 годы он  вырос в четыре раза.

Россия остается  крупнейшим импортёром украинских товаров (в общем импорте России – это почти 24 процента, пятое место в общем товарообороте).  Для сравнения: вторым импортёром  Украины является Турция (6,9 процента от общего импорта страны). Несмотря на то, что Украина вступила в ВТО, в ее отношениях с  Россией сохраняется режим свободной торговли. Поэтому таким выгодным для Киева было бы присоединение республики к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана.  «Приварок» от такого шага  может составить, согласно предварительным прогнозам, более 10 миллиардов долларов.

Когда имеешь дело с такими красноречивыми фактами, закономерно возникает вопрос: а справедливо ли звучащее порой утверждение, что Киеву «заграница поможет»?  У Евросоюза своих проблем достаточно, чтобы ещё начинать «с нуля»  развивать экономические связи с Украиной. Кроме того, в Европе не ждут  украинский экспорт. Чего греха таить, украинская продукция  по сопоставлению цены и качества пока остается не конкурентоспособной на западных рынках.  А вот, скажем,  запорожский автозавод в 2010 году реализовал в России  более 20 тысяч своих автомобилей   ZAZ Chance. О подобных объемах реализации украинских товаров на европейских рынках не может быть и речи.
 
Если взять кооперационные связи предприятий обеих стран, то выясняется  любопытная закономерность. Часть российских заводов, оказывается, не готова собирать свою продукцию без поставок комплектующих деталей и узлов из Украины. Уральский завод химического машиностроения имеет более 20 украинских партнёров, а корпорация «Пумори-СИЗ», импортируя продукцию украинских производителей,  в свою очередь поставляет сложные инструменты собственного производства 15 партнёрам Украины. Уральский завод тяжёлого машиностроения ведёт переговоры о восстановлении кооперационных связей с ОАО «Запорожсталь» и Запорожским титаномагниевым комбинатом. А Каменск-Уральский металлургический завод поставляет алюминиевый прокат по заказам  украинских партнеров, которые, в свою очередь, проявляют интерес к предложениям Уральского турбинного завода принять участие в модернизации турбинных установок на теплостанциях Украины.
 
Большое внимание развитию  кооперации  в экономике, укреплению производственных связей между отдельными  регионами и предприятиями уделяет руководство обеих стран. Так, президент России Дмитрий Медведев подчеркивает, что для развития диалога, возрождения полноформатных отношений между Россией и Украиной необходимо активизировать все связи, прежде всего на уровне министерств и ведомств. Россия заинтересована в политической и экономической стабильности на Украине, отметил Д.Медведев, и готова поддержать её интересы «на различных международных площадках, включая площадки «большой восьмёрки»,  «большой двадцатки» и международных финансовых организаций». Со своей стороны президент Виктор Янукович  считает, что сотрудничество с Россией помогает решать и многие социальные проблемы его страны.

Дмитрий Медведев предложил украинской стороне рассмотреть формы сотрудничестве и в космической сфере. «Полагаю, - сказал он, - что вполне можно было бы подумать об использовании единого навигационно-временного пространства наших стран на базе российской системы ГЛОНАСС».

С учетом результатов последних встреч   Д.Медведева и В.Януковича глава Объединённой авиастроительной  корпорации (ОАК) Михаил Погосян предложил, чтобы ОАК и ГП «Антонов» на Украине приступили к строительству новых сверхтяжёлых транспортных самолётов Ан-124 «Руслан». Он подчеркнул, что для реализации этого проекта специалисты ОАК вместе с украинскими коллегами уже создали рабочую группу. Спрос на эти самолёты будет большим, убежден М.Погосян. Поэтому для реализации проекта предусматривается привлечение как государственных, так и частных финансовых ресурсов.

Примерно в таком же формате партнеры намерены действовать и в процессе  создания нового военно-транспортного Ан-70. Эксперты обеих стран считают,  что принципиальных и  непреодолимых препятствий для реализации намеченных  программ нет. «ОАК заинтересована в широкой кооперации российских и украинских предприятий при реализации этих программ, использовании производственных и технологических  мощностей Киевского, Харьковского, Ульяновского и Воронежского авиационных заводов», - подчеркнул     М. Погосян.
 
Такого рода объединение усилий и потенциала партнеров уже дает хорошие результаты, например при сборке  грузовых железнодорожных вагонов. С украинской стороны в этом процессе участвуют рабочие и инженеры известного  «Азовмаша» (Мариупольский завод тяжёлого машиностроения и «Днепровагонмаш»), с российской – Армавирского  завода тяжёлого машиностроения. Между прочим, 8 из 10 собираемых вагонов поставляются в Россию.

Сейчас у политиков и деловых людей Москвы и Киева горячая пора. Идёт подготовка к заседанию российско-украинской Межгосударственной комиссии, возглавляемой лидерами двух государств. Комиссия обсудит широкий перечень вопросов экономического и торгово-экономического сотрудничества на длительную перспективу, даст новый импульс многогранным и  взаимовыгодным связям наших братских стран.
______________

Владимир КУЗНЕЦОВ - эксперт Российского Союза промышленников и предпринимателей.
 

По материалам: Одна Родина

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.

Статьи по теме

Комментарии для сайта Cackle

Вы уже отметили данную новость.

Вы можете отмечать новость только 1 раз в сутки.