Турция: красные гвоздики для МВФ

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Волнения в Турции имеют все признаки «цветной революции» - с характерными для этого типа государственных переворотов массовыми акциями гражданского неповиновения, с требованиями отставки правительства, с мобилизацией населения при помощи интернет-технологий. В соответствии с классикой жанра, не показывают до поры своего лица режиссеры-постановщики «революционного» спектакля. А спектакль тем временем принимает впечатляющие масштабы: в отдельные дни на демонстрации протеста в Турции выходят уже до трех миллионов человек. Появился и символ турецкой «цветной революции» - красная гвоздика, любимый цветок Кемаля Ататюрка. Правительству Эрдогана навязано изматывающее противостояние… 

Таким процессам всегда предшествует накопление недовольства населения, обычно вызванное трудностями социально-экономического характера и искусственно подогреваемое заинтересованными в смене власти кругами, которые берут под контроль и финансируют (либо создают заново) определенную политическую группу, а затем приводят ее к власти. Примером может служить замена Э.Шеварднадзе на М.Саакашвили в Грузии. Управление Михаилом Саакашвили осуществлялось из американского посольства.

Вместе с тем по ряду параметров события в Турции не вполне вписываются в типовой проект «цветной революции». На первый взгляд в Турции нет видимых признаков заговора, социально-экономическое положение в стране далеко от критического, тем не менее волна антиправительственных выступлений нарастает. 

Процесс дестабилизации Турции начался. 

Как утверждает профессор А. Buruma из Bard College (New York), «в демократических странах с преимущественно исламским населением возвращение ислама неизбежно»; вопрос в том, что такое возвращение убивает либерализм», и это – «большая проблема для таких стран». Видимо, в случае с Турцией профессор недалек от истины, и Эрдоган, проводя реисламизацию турецкого общества, вошел в конфликт с силами, стоящими на страже совсем иных ценностей. Сегодня в лагере этих сил объединились все антиисламисты – от либералов и ЛГБТ до левых марксистов-ленинцев и анархистов. При этом стороны не хотят садиться за стол переговоров и проявляют удивительное упорство, за которым угадываются некие скрытые причины.

Чтобы лучше понять эти причины, надо вспомнить о временах правления Кемаля Мустафы Ататюрка, и здесь неизбежно возникает «масонская тема». Дело в том, что в становлении идеологии Кемаля Ататюрка важную роль играло его масонство. 

Ещё в 1907 году в Салониках Ататюрк вступил в масонскую ложу «Веритас», находившуюся под юрисдикцией «Великого Востока Франции». В 1923-1938 годах президент Турецкой Республики являлся председателем «Великой Ложи Турции», и деятельность ложи опутала практически весь государственный аппарат и большинство общественных организаций страны. При Ататюрке масонами неизменно были и члены его правительства. С 1923 по 1938 год около шестидесяти членов турецкого парламента также были членами масонских лож. И здесь важно отметить, что один из принципов масонской идеологии - «национализм без религии», выступающий инструментом космополитических сил. Выполняя волю этих сил, «отец турок» широко распахнул двери страны для международного финансового капитала, прочно утвердившегося с тех пор в Турции.

Курс на исламизацию турецкого общества, избранный Эрдоганом после его прихода к власти, поначалу ни у кого на Западе особого беспокойства не вызывал. Более того, такая исламизация считалась «мягкой», способной стать моделью для других стран. До поры до времени всё это даже вызывало одобрение в Европе как «альтернативный путь» развития. Тревогу забили, когда поняли, что турецкий премьер не намерен останавливаться на внешних атрибутах  реисламизации страны и стремится последовательно углублять процесс. В сознании Эрдогана спасение турецкой нации от разлагающего влияния западной культуры заключается в ее возвращении к полноценному исламскому обществу. Именно на этой почве и разгорелся конфликт вокруг культурного центра и памятника Ататюрку на площади Таксим. Враждебная исламу часть населения увидела в планах правительства угрозу установления закона шариата, который, заметим , убивает свободу банковского капитала и в конечном счёте ведёт дело к исключению ссудного процента из банковской практики.

Сегодня сложно судить, насколько далеко способно пойти правительство Эрдогана в этом направлении, но вполне возможно, что дальнейшая исламизация начнёт распространяться и на банковскую сферу. Намеки турецкого премьер-министра на «зарубежные круги» в разгорающемся кризисе, видимо, не столь уж необоснованны. На митинге своих сторонников в Самсуне турецкий премьер заявил, что акции протеста – это часть международного заговора. По его словам, за протестами стоят иностранные агенты, преследующие свои финансовые интересы: он назвал их врагами Турции и "процентным лобби", хотя не уточнил, кого именно имеет в виду.

Одним из косвенных признаков реакции международных финансовых кругов на исламизацию турецкого общества является позиция Европейской комиссии по вопросу о переговорах с Турцией о её вступлении в Евросоюз. После довольно напряженной дискуссии, в которой Германия, Австрия и Нидерланды требовали не возобновлять прерванные три года назад переговоры, Еврокомиссия 25 июня всё-таки приняла решение возобновить переговоры о вступлении Турции в Евросоюз. Дата возобновления переговоров будет утверждена после октября, когда Еврокомиссия подготовит годовой доклад с оценкой продвижения в Турции в деле подготовки к вступлению в ЕС и сформируют общую позицию по данному вопросу. 

То есть Эрдогану, что называется, подвесили морковку перед носом, так как вступление Турции в ЕС - его заявленная политическая цель, и совершенно очевидно, что без серьезных уступок он эту морковку не получит. 

Занятая Еврокомиссией позиция говорит о многом. Все новые «цветные» режимы, получающие признание Евросоюза, одновременно получают кредиты МВФ. И наоборот, те правительства, которые, с точки зрения руководства МВФ, не соответствуют «цивилизованным стандартам», подвергаются политическому давлению со стороны ЕС. 

С одной стороны, правящая в Турции Партия справедливости и развития и лично Эрдоган при всей его склонности к авторитаризму вполне устраивают Евросоюз как партнера в международной политике, но, с другой стороны, Эрдоган эпатирует Запад своей способностью к самостоятельным шагам, и это требует принятия мер.

Поэтому формула, взятая на вооружение Еврокомиссией, звучит в переложении на обычный язык примерно так: одной рукой помогать, другой - сдерживать. То есть поддерживать модель турецкого «прогрессивного ислама», выхолащивающего мусульманские традиции, и одновременно пресекать дальнейшую исламизацию. 

Гражданский протест в Турции – это и есть попытка ее пресечь. Если давление «улицы» на режим Эрдогана не принесет успеха, то последует отказ от переговоров о вступлении в ЕС, что даст противникам Эрдогана внутри страны новые козыри. Поскольку Эрдоган пока не проявляет признаков слабости и не намерен подавать в отставку или идти на досрочные выборы парламента, его правительству придется четыре месяца ожидать приговора Еврокомиссии в условиях гражданского противостояния, а затем, в случае вполне вероятной неудачи, пойти на выборы в местные органы власти существенно ослабленным. В этой ситуации многое будет зависеть от твердости Эрдогана как политика и государственного деятеля.