Федерализация Украины как последний шанс. После Женевы

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Пока в Женеве шли четырехсторонние переговоры между РФ, Украиной, США и ЕС, в портовом городе Мариуполь расстреливали митингующих. Потому принятый делегациями России, США и ЕС документ о деэскалации ситуации – несомненный успех. Выполнит ли требования этого документа украинская сторона, представителей которой удалили с Женевских переговоров, зависит от слаженности последующих действий сторон переговорного процесса. На конструктивную позицию украинской власти надежды мало…

Официальный Киев, прибыв на переговоры с директивами о прекращении поддержки Россией «террористов» в Донбассе, возвращении Крыма под юрисдикцию Украины, отводе российских войск с украинской границы, похоже, вообще не понимает, что происходит в стране. Эскалация напряженности продолжается. В то время когда сотрудники украинского внешнеполитического ведомства вели переговоры, пограничная служба запретила въезд на территорию Украины граждан РФ мужского пола, а также жителей Крыма, которых сама же называет «гражданами Украины».

Украинская власть выстроила в своем сознании параллельную реальность, в которой акции протеста на Юго-Востоке проводят не местные жители, а российский спецназ. Однако российских войск в Донбассе нет. В то же время эскалация насилия над согражданами, в чём участвует по приказу властей регулярная армия Украины, приводит ко все большей радикализации требований населения Юго-Востока и расширению географии протестов. Пока Киев концентрирует военные силы в Донецкой и Луганской областях, одесский антимайдан уже объявил о создании Одесской Народной Республики.

Сегодня уже очевидно, что именно стремление Киева навязать свою волю силой привело к объявлению регионами независимости. Первоначально юго-восточные регионы выдвигали требования повышения статуса русского языка и гарантий защиты своей национальной самобытности. Обращались люди при этом к действующей власти, что означает ее признание де-факто. Затем массовые аресты активистов и нападения «Правого сектора» на демонстрантов ввели в повестку дня требования федерализации и проведения местных референдумов о статусе регионов в составе Украины. Эти требования снова были адресованы Киеву. И лишь полная глухота власти в конечном итоге спровоцировала объявления о независимости Донецкой, Харьковской, Одесской республик.

Сейчас Украина, как никогда, близка к полному распаду и утрате государственности. Хаос усиливает рост движения протеста в самом Киеве, где «Правый сектор» требует еще большего насилия над мятежными регионами, а рядовые граждане выходят на демонстрации против падения уровня жизни. Ресурсов для подавления протестов на Юго-Востоке силой у власти нет. Несмотря на недвусмысленные приказы и угрозы трибуналом, армейские части переходят на сторону повстанцев, а оставшиеся верными власти военные в основной массе не спешат стрелять в своих сограждан, предпочитая в острых ситуациях отдавать оружие и бронетехнику без боя.

В ситуации потери контроля над страной киевская власть идет на международные переговоры, во время очередного раунда которых она с высокой вероятностью властью быть перестанет. Этого не могут не понимать западные партнёры России, но при этом они поддерживают стремление Киева к силовому решению конфликта и сохранению унитарного государства. Достигнутые в Женеве договоренности о «прекращении огня» и разоружении незаконных вооружённых формирований сами по себе ещё не являются гарантией того, что насилие прекратится. Породившие насилие проблемы украинского общества не исчезли, как не изменились и подходы киевского режима к их решению.

Дальнейший переговорный процесс должен строиться на основе решения обострившихся проблем государственного устройства Украины, обеспечения защиты прав всех проживающих в стране народов, сохранении их культурного и языкового разнообразия. Стремление же Киева навязать свою волю будет вести к окончательному разрушению украинской государственности и завершится разделом безгосударственной территории другими державами. Это будет означать ликвидацию всей послевоенной системы международной безопасности, основанной на Уставе ООН и положениях Хельсинского пакта. И наибольшую угрозу такой поворот событий несёт Европе, которая буквально нашпигована спорными территориями и перекроенными границами.

Особая пикантность ситуации заключается в том, что поборниками украинской унитарности выступают федеративные Соединённые Штаты и конфедеративный Европейский союз. Хотя именно федерализация является на сегодняшний день единственным оставшимся способом сохранить Украину в её нынешних границах. Точнее, вообще сохранить Украину в качестве независимого государства, а не суммы подмандатных территорий. Внести соответствующие изменения в Конституцию страны и утвердить их на референдуме еще не поздно. 

Для этого необходимо добиться полного прекращения насилия в отношении населения Юго-Востока и включить в переговорный процесс избранных народом представителей юго-восточных областей.