Последуют ли за первым шагом Запада к признанию украинских реалий дальнейшие шаги?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

6 мая в Вашингтоне состоялась встреча госсекретаря США Дж.Керри и главы дипломатии ЕС К.Эштон. Украинский вопрос был на встрече вопросом номер один.  

По итогам встречи был сделан ряд знаменательных заявлений, которые отражают, с одной стороны, первостепенную значимость украинского вопроса в отношениях США, ЕС и России, а с другой стороны, высвечивают глубину ответственности киевского режима за срыв мирного урегулирования. Хотя Дж.Керри и повторил клише, что «Женевские соглашения… не подразумевали двусмысленных интерпретаций» и «Киев пошел на их выполнение сразу же, как только на подписанной бумаге высохли чернила», он тут же отметил: «В Женеве мы заложили некоторые очень конкретные шаги, которые могли быть приняты, среди них: удаление баррикад на майдане, удаление людей из зданий, а также дать четкие гарантии народу, что процесс децентрализации не будет остановлен».

Между тем уже 18 апреля, на следующий день после переговоров в Женеве участвовавший в них от Украины А. Дещица принялся доказывать, что женевские соглашения майдана вообще не касаются, а вооружённые люди находятся там на «законных» (?!) основаниях. Вслед за ним это повторили официальные представители Вашингтона.

Так кто тогда сорвал Женевские соглашения?

Однако куда более интересно другое.

Во-первых, и Дж.Керри, и К.Эштон подтвердили, что у США, ЕС и России имеются существенные общие экономические интересы.  Данное заявление означает признание значения украинского кризиса для ведущих сил мировой политики и вроде бы свидетельствует о том, что ни Вашингтон, ни Брюссель не собираются делать экономическое сотрудничество в треугольнике США – ЕС - Россия заложником украинского кризиса. Если это действительно так, это отрадно.

Во-вторых, и Дж.Керри, и К.Эштон признали, что между Украиной и Россией существуют тесные экономические, культурные и исторические связи, которые, по словам обоих дипломатов, в Америке и Европе уважают: «Мы уважаем ту длительную историческую связь, что существует между Россией и Киевом, то, что Киев является родиной русской религии, что велись длительные освободительные бои за эти территории. И мы понимаем те сильные чувства у России, возникающие у нее в отношении русскоговорящих. Никто из нас не готов оспаривать это», - заявил Дж.Керри. О том же сказала и К.Эштон: «Действительно, есть сильные исторические связи. И действительно, должен быть путь, когда они (Украина и Россия) смогут мирно сосуществовать бок о бок».

Подобные признания – своего рода прорыв в западной дипломатии, до сих пор просто-напросто отрицавшей саму возможность наличия у России каких бы то ни было интересов на Украине и на постсоветском пространстве в целом.

Тем не менее не стоит обольщаться. На встрече Керри – Эштон вновь прозвучало, что в решении украинского кризиса мяч на стороне России. На самом деле всё обстоит прямо противоположным образом. Москва неоднократно заявляла, что считает решение украинского кризиса возможным лишь в том случае, если все стороны будут выполнять подписанные договоренности. А в случае когда Киев демонстративно отказывается это делать, о каком урегулировании вообще может идти речь?

После первого шага на пути к публичному признанию законных интересов России  естественно ожидать следующих шагов. Прежде всего, Вашингтон должен убедить тех, кого он в Киеве поддерживает, в необходимости прекратить эскалацию насилия. Урегулирование не сдвинется с мёртвой точки, пока хунта проводит «антитеррористическую операцию», представляющую собой серию карательных акций против населения. Итогом последней такой акции в Одессе стали десятки убитых. Сейчас украинские войска штурмуют города Славянск и Мариуполь. Пока западные политики не объяснят лицам, представляющим киевский режим, что отвечать силой на законные требования миллионов граждан – это путь в тупик, никакого политического урегулирования на Украине не будет…  

Сейчас с подачи Берлина дипломаты начали говорить о желательности проведения второго раунда женевской встречи. Однако срыв Женевских договорённостей от 17 апреля ясно показал, что договариваться можно лишь тогда, когда за стол переговоров садятся все участники конфликта. Реально состоявшийся выход юго-восточных областей Украины из-под контроля Киева предполагает на сегодняшний день как минимум внимательное и непредвзятое рассмотрение их требований. И главное из этих требований, которое до сих пор игнорировалось, – расширение и укрепление прав регионов. Дж.Керри говорит, что Киев «предлагает дать людям на юге и востоке Украины больше власти над собственной жизнью в повседневной жизни», но это известно лишь одному господину Керри – ни в Донецке, ни в других городах, осаждённых украинскими войсками, об этом ничего не слышали.

Все разговоры о «новой конституции» остаются разговорами, никто ни одной страницы материалов, относящихся к этой новой конституции, не видел. Ход «конституционного процесса» на Украине после совершения там государственного переворота является не меньшей тайной, чем обязательства, которые Киев взял на себя перед МВФ за полученный недавно кредит.

Абсолютно недопустимо, чтобы одна часть граждан Украины, называющая себя «правительством», занималась истреблением другой части граждан, в том числе руками откровенных бандитов и убийц. Западу пора перестать делать вид, что Украина едина в своем видении сложившейся в стране остро кризисной ситуации. Необходимо признать наличие на юго-востоке страны с его русским населением мощного гражданского движения, готового отстаивать свои культурно-языковые права и политические формы их защиты. Таковые реалии сегодняшнего дня.

Если первый шаг к признанию интересов русских Украины и интересов самой России  на Украине США и Евросоюз сделали, то важно понимать, последуют ли дальнейшие шаги.