Россия – Иран: санкции Запада как стимул к развитию отношений

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Отношения России и Ирана переживают этап динамичного развития. Стороны прилагают значительные усилия к тому, чтобы выйти на качественно новый уровень сотрудничества по всем направлениям межгосударственных связей. Большие ожидания связаны с предстоящим визитом президента России в Иран. Не исключено, что он может состояться уже в первой половине текущего года. Полностью согласован также график участия президента Ирана Хасана Роухани в работе Каспийского саммита в Астрахани в сентябре 2014 года…

Об активной подготовке к саммиту в российско-иранских верхах свидетельствует высокий темп диалога двух стран. Период декабря 2013 – апреля 2014 гг. вместил обмен визитами глав внешнеполитических ведомств, межправительственные контакты экономического профиля. Среди последних следует отметить посещение Тегерана министром энергетики России Александром Новаком. Результативность визита главы российского Минэнерго и по совместительству сопредседателя Постоянной российско-иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству была тесно связана с предыдущими соглашениями сторон на высшем политическом уровне. Президенты Владимир Путин и Хасан Роухани встречались на полях саммита ШОС в Бишкеке 13 сентября 2013 года. Достигнутым тогда между Москвой и Тегераном договорённостям не был придан вид письменного документа, но понятие «Бишкекские соглашения двух президентов» прочно вошло в экспертные оценки и заявления политиков. Посол Ирана в Москве Мехди Санаи охарактеризовал встречу Путин – Роухани как «яркое событие, которое в будущем будет вписано в историю отношений двух стран». В ходе беседы с президентом ИРИ 28 апреля министр энергетики Новак подчеркнул, что глава России персонально контролирует выполнение достигнутых в Бишкеке соглашений и уделяет особое внимание отношениям с Ираном в целом. 

В круг бишкекских соглашений России и Ирана входят разрешение спора вокруг поставок Ирану российских систем ПВО С-300, а также постройка «Росатомом» второго блока АЭС в иранском Бушере. Сейчас внимание сторон сконцентрировано на нефтяной сделке, по условиям которой Россия может выступить в необычной для себя роли крупного импортёра энергоресурса из ближневосточного региона. Сдвиг в решении любого из указанных вопросов приблизит стороны к прогрессу и на смежных направлениях. Москва и Тегеран примериваются к пакетному варианту достижения результата, комплексному охвату всех актуальных направлений сотрудничества. Возможна, например, следующая схема: Иран снимает свои арбитражные претензии к России в связи со срывом контракта 2007 года (поставка Тегерану пяти дивизионов С-300 ПМУ-1), после чего стороны разворачивают объёмное военно-техническое и экономическое сотрудничество с упором на энергетику. 

Иранцы приглашают компании из России принять участие в проектах развития своих железнодорожных сетей. Пакетный формат будущих соглашений просматривается и здесь. Россия могла бы наладить с иранскими партнёрами совместное производство рельс, поставить подвижные составы, выполнить работы по электрификации железнодорожных артерий ИРИ. В 2012 году компания РЖД завершила электрификацию линии между Тебризом и Азаршахром протяжённостью 46 км. В повестке переговоров новые проекты российских железнодорожников с их иранскими коллегами.

Взятый Западом курс на введение санкций против России объективно сближает Москву и Тегеран. Одной из целей Запада в его политике изоляции Ирана на предыдущих этапах было максимальное осложнение его отношений с Россией. Эта задача не потеряла своей актуальности и после запуска 24 ноября 2013 года в Женеве процесса оздоровления отношений западных держав с Ираном. В Вашингтоне крайне нервно реагируют на обсуждаемый Москвой и Тегераном нефтяной контракт. Ведь предполагается, что Иран не просто направит некоторый объём чёрного золота в северном направлении (идёт речь о 500 тыс. баррелей нефти ежесуточно, которые российские компании готовы приобретать у иранских партнёров) и получит за это необходимые ему товары - рассматривается возможность покрытия Ираном нефтью других услуг с российской стороны. Например, имеющих отношение к реализации проектов возведения второго блока Бушерской АЭС, прокладки линий электропередач из России через Азербайджан в северные провинции Ирана, строительства новых и модернизации имеющихся иранских генерирующих мощностей. Одни лишь российско-иранские проекты в области электроэнергетики могут исчисляться суммой в $10 млрд. (строительство гидроэлектростанций и экспорт из России в Иран 500 МВт электроэнергии). 

Часть потенциальных заказов российских товаров и услуг иранская сторона может оплатить нефтью и в таких обсуждаемых проектах, как поставка зерна и технического оборудования в Иран. К обходу прямых схем оплаты иранской нефти «живыми деньгами» подталкивает сохраняющийся режим жёстких финансовых и торгово-экономических ограничений, наложенных на ИРИ в её связях с внешними партнёрами. Если к этому добавить попытки России и Ирана перейти во взаиморасчётах на использование собственных валют, то опасения США потерять «контроль над ситуацией» принимают ещё более отчётливый характер. Ведь в случае реализации российско-иранского нефтяного контракта общий экспорт иранской нефти может превысить оговоренный в промежуточном соглашении с «шестёркой» от 24 ноября 2013 года порог в 1 млн. баррелей в сутки.

Насколько можно судить по заявлениям, звучащим из Вашингтона, у администрации США на данном этапе нет чёткого плана ни в том, что касается оздоровления отношений с Ираном, ни в политике давления на Россию санкциями с целью её изоляции. Предпринимая шаги, направленные на то, чтобы воспрепятствовать сближению Тегерана и Москвы, США напоминают канатоходца, застывшего на середине пути и рискующего потерять равновесие. Сомнительно, что им удастся долго балансировать в таком положении. Американская сторона подчёркивает, что предпринимаемые в отношении России санкции – это процесс, оценить даже промежуточные результаты которого не берётся никто. А что касается Ирана, то там к проблемам, возникающим в связи с введением санкций, уже выработался определённый иммунитет. Есть и опыт противодействия санкциям. 

Расширяя и углубляя свои связи, Россия и Иран в конечном счёте выявят всю несостоятельность попыток внешних сил воздействовать на этот процесс. Отношения двух естественных партнёров можно затормозить и даже надолго, но помешать им развиваться потерявшая ощущение реальности сверхдержава не в состоянии. Санкции, которые Вашингтону хотелось бы сделать проявлением силы Соединённых Штатов, будут иметь обратный эффект - они лишь обнаружат неуверенность поступи американского «канатоходца» в его движении к решению острых международных проблем.