США ждут от Ирана не компромисса, а капитуляции

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Ожидаемое 20 июля окончательное урегулирование ядерной проблемы ИРИ не состоялось. Переговоры Ирана с «шестеркой» (пять постоянных членов Совбеза ООН и Германия) продлены до 24 ноября. Предложение о паузе было внесено США, Великобританией, Францией и Германией, которые направили в этот раз в Вену своих министров иностранных дел. Руководители внешнеполитических ведомств Китая и России в Вену не приехали, прислав своих заместителей, однако с учетом иранского согласия на перерыв Москва и Пекин возражать не стали. В комментариях о продлении срока переговоров о ядерной программе Ирана на 4 месяца тон разный. К общему оптимизму, пожалуй, можно отнести уверенность всех сторон в том, что следующая встреча должна пройти в августе. Место, точная дата и формат проведения следующего этапа переговоров пока не согласованы. 

Сам по себе перерыв на переговорах проблемы решить не сможет. Вряд ли, когда исполнится год с момента принятия в Женеве совместного плана действий сторон, гарантирующих исключительно мирный характер ядерной программы Ирана в обмен на снятие международных санкций с Исламской Республики, позиции сторон смогут кардинально измениться. Нельзя исключать и безрезультатного завершения переговоров. Во-первых, документ действует не более года с момента подписания, значит, соглашение должно быть выработано не позднее 24 ноября 2014 года. Очевидно, что переговоры не могут продолжаться бесконечно, оставшиеся четыре месяца уже объявлены «последним шансом». Во-вторых, западные участники «шестерки» сами же мешают продвижению вперед, опираясь на сохраняющееся недоверие к Ирану. Госсекретарь Керри, несмотря на проведенные с ноября прошлого года шесть раундов переговоров, продолжает настаивать на необходимости «удостовериться в том, что Иран не собирается создавать ядерное оружие». Схожую позицию озвучил и глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер: «До завершения срока действия плана Иран должен доказать мирный характер своих ядерных разработок». На каких основаниях США и Евросоюз выражают подобное недоверие Тегерану, они не объясняют. 

Глава российской делегации на переговорах замглавы МИД РФ Сергей Рябков не согласен с западными коллегами и отмечает, что «изначальный женевский план действий выполняется без нареканий всеми сторонами. Иранцы в полном объеме обеспечивают реализацию тех положений, которые, что называется, записаны за ними». Руководитель внешнеполитического ведомства ИРИ также оценивает ситуацию иначе, нежели представители США. Джавад Зариф констатировал, что «наиболее серьезные разногласия касаются плана отмены санкций против Тегерана». Американо-иранский торг остается стержнем всего переговорного процесса, пойдя на небывалые для исламского режима уступки, Тегеран в конце тоннеля видит полную отмену санкций при признании его права на обогащение урана. Духовный лидер ИРИ Али Хаменеи твердо отстаивает свою позицию: «...исследования в области ядерных технологий, проводимые Ираном, не прекратятся ни при каких обстоятельствах. Иран должен быть готов к битвам с враждебными государствами». Это принципиальное заявление Али Хаменеи сделал после неудачных переговоров Ирана и стран «шестерки» и в связи с отсрочкой в проведении последующих встреч.

Иран не зря опасается того, что Америка и ее союзники используют передышку для ужесточения параметров окончательной сделки. Предложения, сделанные Тегераном, кажутся Западу недостаточными, ибо Тегеран не отказывается от своего законного права на самостоятельное обогащение урана, соглашаясь на ужесточение международного контроля над своими ядерными объектами. США хотели бы, чтобы соглашение с Ираном было похожим на соглашение с Сирией об уничтожении химического оружия и включало в себя демонтаж всех объектов, имеющих возможности по обогащению урана. Текст нынешнего соглашения позволяет Тегерану производить и обогащать уран «под контролем», однако Запад сомневается, что подобный контроль в условиях закрытого иранского общества сможет быть эффективен. В этом Вашингтон солидарен с подходом премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху: «Любое соглашение, предусматривающее, что за Ираном останется право на обогащение урана, обернется катастрофой для США и остальных». Нетаньяху предупреждает американцев: «Нельзя допустить, чтобы у режима аятолл появилась атомная бомба». Правда, обладающий ядерным оружием Израиль, похоже, не столько боится иранской атомной бомбы, сколько стремится не допустить неминуемого после отмены санкций роста экономической мощи Тегерана. 

О снятии санкций тем не менее пока речи нет. Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков заявил о том, что «США и ЕС осуществили мероприятия, связанные с приостановкой наращивания санкционного бремени, с некоторым облегчением этого прессинга по отдельным компонентам. Это тоже нельзя отрицать». Да, с момента начала переговоров осенью прошлого года от введения новых санкций против Ирана Запад воздерживается, но твердо придерживается всех введенных ранее ограничений. Нефтяной эмбарго действует, иранские банки остаются в изоляции от международной финансовой системы и все остальное. Запад разблокировал еще 2,8 млрд. долларов иранских активов, замороженных во время введения санкций. Но это - иранские деньги, получаемые иранцами в расчетах за экспорт нефти, который до сих пор не превышает половины объемов, бывших до введения запрета на импорт нефти из Ирана. Сейчас американцы настолько стали «добрыми», что согласились ежемесячно разрешать Тегерану снимать со своих многомиллиардных счетов по 500 млн. долларов.

Санкции не рассматривались Западом, как способные остановить ядерную программу Ирана, и к итогам переговорам имеют лишь косвенное отношение. Они есть не что иное, как инструмент давления и диктата, с помощью которого Ирану выкручивают руки. Вашингтону нужен совершенно другой Иран: послушный и поддерживающий американскую стратегию на Ближнем Востоке. Конкретно можно назвать Сирию, Ирак, Афганистан и район Персидского залива. Без малейших натяжек можно говорить и о стремлении Белого дома вбить клин в отношения Тегерана и Москвы. Иранская ядерная проблема всегда была необоснованно политизирована, Вашингтон никак не откажется от мечтаний о смене исламского режима. И сейчас, затягивая решение вопроса об отмене санкций, американцы подрывают доверие общества к новому руководству ИРИ во главе с президентом Хасаном Роухани, загоняют его команду переговорщиков в угол, дают дополнительные шансы его внутренним оппонентам, которые не оставляют надежд отказаться от дипломатического решения ядерной проблемы Ирана. Подобная американская дипломатия длится уже более 30 лет, и, кстати, «парализует» не только экономику ИРИ, она наносит колоссальный ущерб самим американцам.

Экономика США за 18 лет из-за упущенных возможностей в сфере экспорта в результате экономических санкций против Ирана недополучила 175,3 млрд. долларов, говорится в отчете Национального ирано-американского совета (NIAC). Эта некоммерческая организация, базирующаяся в Вашингтоне и ратующая за отмену санкций, подсчитала, что в период с 1995 по 2012 год в результате запрета на продажу американских товаров в Иран экономика США теряла от 51 тыс. до 66 тыс. рабочих мест в год. Данные исследования были предоставлены эксклюзивно для Wall Street Journal. Белый дом при этом всегда настаивал, чтобы санкции против Тегерана вводились согласованно с ЕС для максимального эффекта. Видимо, потери Европы от поддержки американского неприятия Исламской Республики также немалые. Мягкие санкции не бывают эффективными, а сильные – всегда ведут к обоюдным потерям. Однако американский министр финансов Джек Лью, обязанный опираться на государственную бухгалтерию, вслед за Керри также открыто заявил, что США не будут торопиться со снятием санкций против Ирана, так как экономические санкции против Тегерана «поставили экономику страны в сложное положение» и «явились действенным инструментом в диалоге с Тегераном». Опять же во внешнеполитической культуре США – ничего нового. Если и вести диалог, то только с позиций силы, прямого диктата и угроз. Широко разрекламированные дипломатические усилия президента Обамы по выходу из конфронтации с Тегераном опять же катятся по той же колее: от Ирана ждут не компромисса, а капитуляции.