Россия – Сербия. После остановки «Южного потока»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Визит в Москву первого заместителя главы правительства Сербии, министра иностранных дел Ивицы Дачича должен был ответить на ключевой для данного этапа развития двусторонних отношений вопрос: не приведёт ли остановка проекта «Южный поток» к росту недоверия между Москвой и Белградом? Итоги визита сербской делегации показали, что этого не произойдёт. 

«Южный поток» не только не отдалил два государства друг от друга, но, напротив, выявил необходимость более тесной координации их планов и проектов. А предстоящее в 2015 году председательство Сербии в ОБСЕ может стать важным фактором укрепления российско-сербского партнерства на международном уровне. В Белграде не понаслышке знакомы и с «санкционными войнами», и с миротворческими процессами, а потому способны лучше понять интересы России и жителей Восточной Украины, чем в Брюсселе или в Берлине. В этом плане очень точно прозвучали слова министра иностранных дел России Сергея Лаврова. У Москвы и Белграда, сказал С.Лавров, присутствует «общее мнение, что в нынешней непростой ситуации в Европе очень важен коллективный поиск путей укрепления доверия, взаимопонимания на нашем континенте и в целом в Евро-Атлантике». Председательство Сербии в ОБСЕ позволяет надеяться на прогресс в урегулировании не только украинского, но и других конфликтов на постсоветском пространстве, в частности в Закавказье и в Приднестровье.

Состоявшиеся переговоры дают также основания прогнозировать поступательное развитие сербо-российских отношений в экономик, в частности в области энергетики. С учетом остановки сооружения газопровода «Южный поток» Сербия подтвердила свой интерес к «новым маршрутам доставки российских энергоносителей в Европу», а Россия официально заверила, что будет «учитывать интересы Сербии» при реализации своих энергетических проектов.

Официальный Белград подтвердил также свой отказ вводить санкции против России, несмотря на сохранение Сербией курса на вступление в ЕС. «Я хочу здесь подчеркнуть, что наше стратегическое решение не является и не будет являться препятствием для дальнейшего развития братских отношений с Россией. Сербия никогда не введет санкции против России, потому что санкции не принесли никому ничего хорошего и не могут способствовать решению каких-либо проблем», - отметила в своем выступлении в российской Государственной Думе председатель Народной Скупщины Сербии Майя Гойкович.

«Мы с уважением, пониманием и благодарностью относимся к тому, что Сербия не поддалась никакому нажиму со стороны Брюсселя и Вашингтона и ни в коем случае не присоединилась к антироссийским санкциям, к этому инструменту экономического и политического шантажа в отношении России. И Сербия и дальше будет занимать такую твердую и открытую позицию», - заявил в ответ Сергей Нарышкин. Он подчеркнул, что Россия высоко ценит твердую и самостоятельную позицию Сербии по большинству вопросов международной политики.

Особое место в российско-сербских переговорах в Москве заняли экономические вопросы. В Белграде не скрывают, что заинтересованы в российских инвесторах и капиталах. Нынешнее состояние двусторонних торгово-экономических отношений нельзя считать удовлетворительным. Согласно данным сербской статистики, по состоянию на 2013 год Россия занимала лишь четвертое место в списке экспортных партнеров Сербии с ежегодным оборотом в 1,06 млрд долларов, уступая Италии (2,38 млрд), Германии (1,74 млрд),  Боснии и Герцеговине (1,18 млрд) и лишь ненамного опережая идущую пятой Черногорию (0,84 млрд долларов). В сербском импорте Россия идёт на третьем месте (1,9 млрд долларов ежегодного оборота), её опережают Италия (2,36 млрд) и Германия (2,25 млрд). Из Китая  Сербия импортирует товаров на сумму 1,51 млрд. долларов в год, из Венгрии - на 1,01 млрд долларов.

Сравнив состояние российско-сербского торгового оборота  с данными о торговле России с другими странами Центральной и Восточной Европы, увидим, что в импорте Венгрии, например, Россия занимает второе место, уступая Германии, но опережая все другие страны ЕС, а также Китай. Во внешнеторговом обороте Польши Россия занимает пятое место среди экспортных партнеров и второе – в импорте (после Германии). Ещё пример: российские товары занимают третье место в структуре импорта Словакии – после немецких и чешских, но впереди австрийских, венгерских и польских.

Касаясь же появившихся в Сербии разговоров о том, что после остановки «Южного потока» сотрудничество с Россией в энергетике сербам якобы не выгодно, надо заметить, что данное сотрудничество никогда не сводилось к сооружению сербского участка газопровода. Еще до начала зимы «Газпром» полностью заполнил подземное хранилище газа «Банатский Двор» с максимальным активным объемом газа 450 млн кубометров. Это газохранилище было введено в действие в конце 2011 года в соответствии с межправительственными российско-сербскими соглашениями от 2008 года и служит гарантией бесперебойного снабжения Сербии российским газом.