Украинская верхушка поставила на войну

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Действительно ли «начался обратный отсчёт времени до начала второй украинской войны», как утверждал 14 января один из наблюдателей? Или следует считать, что начало «второй украинской войне» уже положено? Во всяком случае, режим прекращения огня на линии фронта не действует, 16 января Киев сорвал очередную встречу контактной группы в Минске, украинская сторона провоцирует дальнейшее обострение обстановки, интенсивность боёв в последние дни, в том числе за Донецкий аэропорт, резко возросла. Киевский режим переходит к крупномасштабным боевым действиям практически по всей линии соприкосновения с вооружёнными силами Донецкой и Луганской народных республик.

Прямые переговоры между Киевом и руководством республик Донбасса могли бы разрядить обстановку, но украинская сторона упорно отказывается от таких переговоров. При этом чем сложнее положение режима и чем хуже социально-экономическая обстановка в стране, тем сильнее у правящей верхушки соблазн сыграть ва-банк и попытаться подавить повстанцев силой. Правящая группировка уже не видит для себя такого пути политического урегулирования кризиса, при котором она бы удержалась у власти. 

Денег у правительства Украины катастрофически не хватает, МВФ прервал предоставление кредитов, нет гарантий внешних заимствований у других международных финансовых структур. Усиление налогового пресса, давящего на население, и принятие такого бюджета, который неминуемо дезорганизует экономику, готовят почву для слияния локальных пока ещё, но уже достаточно острых социальных протестов в массовые выступления против режима. В этих условиях война представляется украинской правящей группировке меньшим злом ещё и потому, что мобилизация населения позволит на какое-то время задавить социальное недовольство, взывая к «борьбе с внешним врагом». 

Социальный протест готовы оседлать неонацистские силы, у которых есть отряды вооружённых и набравшихся военного опыта боевиков, влияние в силовых ведомствах, программа прихода к власти. Они же выступают ярыми сторонниками продолжения войны. Вместе с тем, как не раз подчёркивал главарь «Правого сектора» Ярош, «патриоты не будут мешать народу свергать власть», но пока идёт война, приоритетом является она, а не перехват власти. Что и требуется правящей верхушке, которая, вооружив национал-радикалов, боится их. 

Для киевского режима война с целью уничтожить новые политические образования на востоке Украины лучше мира ещё и по той причине, что существование де-факто независимых от Киева республик, хоть и с трудом, но налаживающих мирную жизнь и экономику, побуждает другие регионы требовать себе большей самостоятельности в процессе начавшейся частичной децентрализации финансовых полномочий Киева.

Однако все указанные факторы работают на войну лишь при том предположении, что боевые действия не закончатся для украинской армии повторением августовского разгрома. Всё более вероятным представляется такое развитие событий, при котором украинские верхи попытаются поставить Запад перед фактом внезапного возобновления активной фазы войны с тем, чтобы побудить западные правительства оказать Киеву решающую военную помощь. Такие умонастроения укрепляются, в частности, Михаилом Саакашвили, оказывающим большое влияние на принятие решений украинскими властями. Он и его «грузинская команда», членов которой рассаживают сейчас по правительственным креслам в Киеве, приспособлены в качестве одного из механизмов внешнего управления Украиной. Напористость действиям грузино-американского лобби в Киеве придаёт подписанный Бараком Обамой в декабре закон № 5859, более известный как «Акт в поддержку свободы Украины» и являющийся, по сути, объявлением войны России.

Иногда говорят, что в Киеве есть «партия войны» (глава правительства Яценюк, секретарь СНБО Турчинов, председатель комитета Верховной рады по национальной безопасности и обороне Пашинский, депутаты Рады - командиры карательных батальонов) и «партия мира». Это не совсем точно. Сегодня в украинском политическом классе быть противником войны и находиться у власти – вещи несовместные. «Партия мира» (главой которой иные журналисты делают Порошенко) в конечном счёте тоже ориентируется на военное решение вопроса, а отличия между теми и другими сугубо тактические, относящиеся к способам подавления народного восстания на востоке Украины. 

Представляется, киевский режим, с одной стороны, недооценивает решимость России ни при каких условиях не допустить гуманитарную катастрофу на Донбассе и дальнейшее уничтожение его населения, с другой — переоценивает решимость Запада поддержать любое, даже заведомо провальное военное предприятие Киева. 

Самое опасное, что наследники украинской «революции достоинства» уже созрели для того, чтобы предпринять крупную военную провокацию даже без предварительных консультаций со своими западными патронами. Если на такой шаг в Киеве действительно решатся, окончательный крах рассыпающейся украинской государственности станет неизбежным, что в свою очередь обусловит новую политическую географию всей восточной Европы. Видимо, к этому надо быть готовым.