Тяжесть долга Греции её кредиторов не волнует

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Первое столкновение в битве за будущее Греции привело к отсрочке решения по задолженности Афин еще на четыре месяца. Теперь много зависит от решимости правительства СИРИЗА. 

* * *

Бывали времена, когда государства избавлялись от долгов просто. Чтобы оздоровить финансы, королям Франции достаточно было казнить кредиторов. Так выглядела тогда «реструктуризация». Однако впоследствии международное право лишило должников такой возможности, введя принцип непрерывности обязательств. «Греция должна заплатить, таковы правила игры», - говорят в ЕЦБ. Греческий долг между тем составляет 320 млрд. евро. Как отмечала 27 января 2015 года Financial Times, «выплата долга требует, чтобы греческая экономика функционировала в качестве зависимой», то есть управляемой извне, хотя бы той же «тройкой» главных кредиторов. «Долг это долг», - заявила 19 января 2015 года газете Le Monde директор-распрядитель МВФ Кристин Лагард. Иными словами, размеры долга во внимание не принимаются. Как и то, способна ли Греция его выплатить. 

Однако обязательства, вытекающие из формулы «договоры должны соблюдаться», не являются абсолютными. «Обязательство погасить долг, оформленное в международном праве, никогда не считалось абсолютным и часто ограничивалось или имело нюансы», - говорится в документе Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD, «The Concept of Odious Debt in Public International Law», Discussion Papers, nr 185, 2007). При отказе от «позорного долга», возникшего при диктатуре (см.: E. Toussaint, «Une ‘dette odieuse’», Le Monde diplomatique, février 2002), долга «незаконного», не учитывающего общие интересы общества (см.: J. Gadrey, «Faut-il vraiment payer toute la dette?», Le Monde diplomatique, octobre 2014), или долга «по принуждению» существует достаточно правовых аргументов, оправдывающих приостановку погашения и даже отмену всех или части подобного рода долгов. 

Обратимся к статье 103 Устава ООН, гласящей, что «в том случае, когда обязательства Членов Организации по настоящему Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по настоящему Уставу». Между тем ст. 55 Устава предусматривает, что ООН «содействует повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития».

А теперь снова посмотрим на Грецию. Каждый второй молодой грек безработный, 30% населения живут за чертой бедности, 40% прожили эту зиму без отопления. Часть долга появилась при диктатуре «черных полковников» в 1967–1974 годах. Еще часть была приобретена в ущерб общественным интересам, поскольку брали взаймы в основном для того, чтобы вытянуть из трясины немецкие и французские банки. Еще одна часть долга появилась вследствие того, что транснациональные корпорации, в частности концерн Siemens, стремясь продать грекам свою часто некачественную продукцию, коррумпировали местных политиков. Наконец можно вспомнить банк Goldman Sachs, который «помог» Афинам замаскировать свою экономическую уязвимость при переходе на евро. 

Словом, греки располагают достаточным количеством весьма основательных аргументов, чтобы, опираясь на международное право и признав свои долги позорными, незаконными и принудительными, потребовать их сокращения, если не ликвидации вообще. 

* * *

В 1898 году Соединенные Штаты, использовав в качестве предлога ими же устроенный взрыв на борту крейсера «Мэйн» на рейде Гаваны, объявили войну Испании. «Освобожденная» таким образом Куба обрела «независимость», а на деле была превращена Вашингтоном в протекторат. Испания потребовала от Гаваны выплаты долгов. Мадрид при этом исходил из того, что деньги были истрачены на «колонизацию» острова, за что кубинцы должны быть благодарны метрополии. Кроме того, уже существовал прецедент: старые колонии Испании в Латинской Америке, провозгласив независимость, приняли на себя часть государственного долга королевства. 

В Вашингтоне, который стал новым «патроном» Кубы, дело видели совершенно иначе. Развивая концепцию «позорного долга», там заявили, что от общества нельзя требовать выплаты долга, поскольку этот долг возник в процессе подчинения и угнетения кубинцев. Гавана этим воспользовалась и не уплатила ни единого сентаво. Кстати, сама Америка, обретя независимость, тоже в свое время отказалась оплатить предъявленный Лондоном счет на 15 млн. фунтов.

Ещё раньше кубинцев таким же образом пыталась поступить Мексика. В 1861 году президент Бенито Хуарес прекратил выплату долга, накопленного предыдущими режимами. В ответ Франция, Великобритания и Испания оккупировали страну и провозгласили там монархию, посадив на престол австрийского эрцгерцога Максимилиана. Известно, чем это завершилось. Хуарес поставил Максимилиана Габсбурга, называвшего себя императором Мексики, к стенке. 

В начале XXI века США устроили любопытный финансовый «розыгрыш» в пользу багдадских марионеток в оккупированном Ираке. «Вполне очевидно, что иракский народ нельзя угнетать долгами диктатора (Саддама Хусейна), который сейчас находится в бегах», - заявил 11 апреля 2003 года на Fox News министр финансов США Джон Сноу. Для администрации США в тот момент крайне важно было обеспечить платежеспособность марионеточного правительства в Ираке. «Суть в том, является ли долг терпимым», - писала Financial Times 16 июня 2003 года. Этой логикой и руководствовался Вашингтон. В США всё подсчитали и вынесли решение. После чего главным держателям иракских бумаг в Германии и Франции (на 2,4 и 3 млрд. долларов) ничего не оставалось, кроме как проявить «справедливость и гибкость», согласившись на 80-процентное уменьшение стоимости иракских облигаций.

Однако в случае с Аргентиной ни математика, ни международное право не помогли убедить держателей ее облигаций в необходимости проявить «гибкость». В 2001 году Аргентина пережила дефолт, объявив, что не сможет больше обслуживать долг в 95 млрд. долларов. Это стало результатом чрезмерных займов, предпринятых в 1976–1983 годах диктатурой. Ясно, что такой долг подпадал под категорию «позорный». Вскоре была согласована реструктуризация, которую поддержали почти 93% держателей облигаций. Аргентина обменяла старые бумаги с дисконтом из расчета 33 цента за 1 доллар со сроком погашения в 2033 году. Однако группа инвесторов во главе с хедж-фондом Elliott Management не согласилась на эти условия и начала судебную тяжбу в США (облигации Аргентина выпускала в соответствии с американским законодательством, что позволяет кредиторам в случае дефолта предъявлять правительству иски в судах США). В июле прошлого года федеральный окружной суд Нью-Йорка обязал Буэнос-Айрес выплатить несогласным инвесторам более 1,5 млрд. долларов и запретил до тех пор выплаты более сговорчивым кредиторам. Воспрянувшие духом несговорчивые кредиторы помешали в феврале 2015 года аргентинскому правительству разместить облигации в Лондоне. Перед страной вновь замаячил признак дефолта.

* * *

И снова обратимся к истории. В 1951–1953 годах в Лондоне состоялась конференция по сокращению долга ФРГ. Дискуссия на ней напоминала нынешнее обсуждение греческого долга. «На кону миллиарды долларов. Речь идет, однако, не только о деньгах. Конференция в Ланкастер Хаус, прежде всего, касается одного из жизненных принципов международного капитализма: святости международных соглашений», – писала 24 февраля 1952 года «Нью-Йорк таймс». 

Канцлер ФРГ Конрад Аденауэр в обращении 6 марта 1951 года призвал участников конференции «принять во внимание экономическую ситуацию в Федеративной Республике» и «учесть тот факт, что тяжесть долга возрастает, а экономика сокращается». Как подытожил тогда экономист Тимоти Гуинн, все согласились, что «сокращение потребления в Германии не является решением, гарантирующим выплату долга».

Наконец, 27 февраля 1953 года было подписано соглашение, предусматривавшее сокращение суммарных немецких долгов на 90% и возможность погашения остального в собственной валюте. Кроме того, были предусмотрены меры по стимулированию немецкой экономики. США, Великобритания и Франция согласились не экспортировать в ФРГ продукцию, мешающую подъему местных товаропроизводителей. Эти меры стали фундаментом немецкого «экономического чуда» 50-х годов. 

Греки уже течение нескольких лет, оглядываясь на прецедент Германии, добиваются созыва подобной конференции. Агентство Bloomberg недавно разъяснило, почему Афинам это не удаётся: «Причиной, по которой Западной Германии скостили долги, было то, что Федеративная Республика стала важнейшим оплотом в борьбе против коммунизма». Греция, где у власти стоит правительство СИРИЗА, под такую категорию не подпадает. Шансов на то, что международные кредиторы скостят ей долги, у Греции нет.