ОБСЕ ведёт игру в одни ворота. К встрече Хуга и Захарченко в Донецке

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Донецк неожиданно посетил заместитель главы специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ на Украине Александр Хуг. Целью визита была встреча с главой ДНР Александром Захарченко как с «подписантом минских соглашений». Хугу срочно понадобилась «конструктивная дискуссия» с руководителем Донецкой народной республики – для того, как сказал он журналистам после встречи, «чтобы СММ ОБСЕ смогла оказать поддержку и помочь руководству ДНР в решении ряда проблем». Сказал Хуг и о том, что на «господина Захарченко» возложена «очень серьёзная ответственность». 

За этими словами не разглядеть главного. Спешно побеседовать с Захарченко о «минских соглашениях» высокопоставленному чиновнику ОБСЕ потребовалось именно теперь, когда украинская сторона стала испытывать существенные сложности с обстрелами Донбасса. Так, чуть ли не после каждого снаряда, выпущенного по республикам, у украинских артиллеристов стали взрываться неисправные кондиционеры. 

Ситуация на линии разграничения изменилась. Раньше Киев понимал «прекращение огня» очень просто: ВСУ ежедневно обстреливали жилые районы Донецка, Горловки, близлежащих посёлков, Ясиноватский блокпост (с «залётом» боеприпаса в многоэтажные дома); ползли с боями в буферные зоны и закреплялись там; на глазах у наблюдателей ОБСЕ переносили блокпосты на километры ближе к республикам; производили шумные вылазки с потерями в технике и живой силе, прощупывая оборону ДНР и ЛНР; совершали диверсии. Однако заместитель главы СММ ОБСЕ на Украине Александр Хуг не торопился с «конструктивной дискуссией» в Донецк.

Давно уже не секрет, что с осени 2015 года в Донбассе идёт вялотекущая война, градус которой повышается от события к событию, от месяца к месяцу. Весной-летом 2016 года конфликт набрал силу, скатившись к уровню 2014 года. Социальные сети заполнили свежие репортажи с мест обстрелов – и в этих репортажах не было даже намёка на существование «минских соглашений». В 2016 году старушка в разбитой украинским снарядом квартире выглядела точно так же, как старушка из 2014 года. Раненная осколками девочка-подросток была такой же, как её сверстница два года назад, в такой же больничной палате.

Однако Хуг, повторяем, приехать к Захарченко не спешил. И когда этим летом по Донецку из-за линии разграничения шмальнули тактической ракетой, решив испытать на дончанах самодел «Ольха», заместитель главы СММ ОБСЕ тоже не приехал. А весной, когда атошники ночью расстреляли в Еленовке очередь гражданских автомобилей, дожидавшихся начала работы украинского КПП, наблюдатели СММ ОБСЕ прибыли на место трагедии, не пожертвовав ни сном, ни завтраком, примерно через семь часов. Тогда пятеро мирных граждан погибли, среди них – беременная женщина и её нерождённый ребёнок. Захарченко был там, а вот Хуга не было.

Не пожаловал Хуг в Донецк и после прилёта снарядов в квартиры жителей Ясиноватой. Не послужил поводом для его спешного визита даже нескончаемый ад в Горловке – городе, который постоянно находится на линии огня.

Хуг приехал к главе ДНР лишь после того, как в украинские госпитали ежедневно стали поступать десятками участники АТО. Говорят, артиллеристы на позиции едва успевают выйти, да и то не всегда, как глядишь – уже надо в госпиталь. И ещё одна неприятность стала преследовать по пятам доблестных украинских воинов – склады боеприпасов взяли привычку взрываться. Внезапно.

Вот тут-то Александр Хуг и вспомнил, что «господин Захарченко» подписывал «минские соглашения» и нужна с ним «конструктивная дискуссия». Ведь так проводить «антитеррористическую операцию» украинская сторона не привыкла – в Киеве ощущали комфорт только до тех пор, пока бойцы вооружённых сил республик, сцепив зубы, не отвечали на обстрелы сил АТО, а пресс-центр АТО мог представлять эти обстрелы как «действия российско-террористических войск».

И всё же главная причина визита Хуга к Захарченко, как считают в республиках, это отказ МВФ внести в повестку дня августовского заседания рассмотрение вопроса о выделении Украине очередного транша кредита. Об этом заявил заместитель командующего оперативным командованием ДНР Эдуард Басурин. По его мнению, невыполнение украинской стороной «минских соглашений» и нецелевое использование денег МВФ, идущих на финансирование военных действий в Донбассе, стали решающим аргументом, побудившим Международный валютный фонд отказать Киеву в кредитовании. С этим же связаны и приезд представителя СММ ОБСЕ в Донецк с «конструктивной дискуссией», и снижение количества обстрелов. «Данный факт подтверждает, что миссия ОБСЕ может реально влиять на ситуацию в части нарушений режима прекращения огня со стороны ВСУ, когда им это выгодно», – сказал Басурин.

Сейчас выгодно. Накануне празднования 24 августа провозглашения Украиной акта о независимости у киевских властей всё плохо – на восточном фронте побед нет и не предвидится, кредиты от западных «друзей» не светят. А после провокации в Крыму президент РФ недвусмысленно дал понять: украинская власть становится на путь террора, так как не может или не желает выполнять «минские соглашения».

Похоже, что Александр Хуг, приехав в Донецк со своей «конструктивной дискуссией», вздумал подыграть Киеву – надо же как-то поддержать миф о том, что украинская сторона ещё помнит о «минских соглашениях».

С бывшим украинским президентом Леонидом Кучмой, который подписал «минские соглашения» от имени Украины, Александр Хуг не встречался. Даже ради демонстрации хотя бы формальной заинтересованности в «конструктивной дискуссии» и с украинской стороной. Весьма странная позиция, если учесть, что в недавних отчётах СММ ОБСЕ указывалось на то, что в местах дислокации запрещённого вооружения в подконтрольных Киеву районах миссия постоянно недосчитывается то десятков 152-миллиметровых гаубиц, то реактивных систем залпового огня «Ураган». 

Точно такое же заявление, как после встречи Хуга и Захарченко в Донецке, должно было быть сделано со стороны СММ ОБСЕ и после встречи Хуга и Кучмы в Киеве. Слово в слово. О серьёзной ответственности «господина Кучмы», о необходимости прекращения обстрелов и отвода вооружений.

Однако не было такого заявления! Не было и встречи в украинской столице.

Так что же: по-прежнему ведём игру в одни ворота?