Йенс Столтенберг: атлантизм испытывает ощущение шока

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

«Мы стоим перед лицом величайших вызовов нашей безопасности на протяжении жизни целого поколения; сейчас не время ставить под сомнение ценность партнёрства между Европой и Соединёнными Штатами» - такой мелодраматической фразой начинается статья генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга в The Guardian, появившаяся на сайте этой британской газеты в субботу 12 октября.

Что относит генеральный секретарь НАТО  к числу «величайших вызовов»? Их два. «Хаос на Ближнем Востоке и в Северной Африке» (созданный «арабской весной», сезон которой открыла администрация Барака Обамы), однако это в глазах Столтенберга не главное.  Главное – «насчитывающие десятки тысяч человек русские дивизии у самой границы» (диспозиция, созданная безостановочным и бессмысленным расширением НАТО на восток, а не России на запад).

Статья Столтенберга не страдает недостатком пафоса: «67 лет этого партнёрства [США и Европы. – Ред.], - пишет  автор, - служили основанием мира, свободы и процветания Европы».  Генсеку НАТО стоило бы приехать в Белград и произнести эту фразу там: сербы и другие народы бывшей Югославии ещё не забыли, как в 1999 году «мир, свободу и процветание» на их землю несли натовские крылатые ракеты и бомбы, начинённые обеднённым ураном. 

Похоронив СССР, Североатлантический альянс стремительно «расширился» в Европе, после чего ему там стало тесно.  Интервенции НАТО в Афганистане (2001), затем в Ираке (2003), предпринятые под флагом «глобальной ответственности» Запада, в корне изменили геополитическую природу блока, возникшего в конце 40-х годов прошлого века как военный союз государств Северной Атлантики.

Появление пафосной статьи Столтенберга – один из признаков влияния «фактора Трампа» на умы. В ходе предвыборной кампании избранный президент США назвал НАТО «устаревшей организацией». Она действительно устарела и давно: ещё тогда, когда в декабре 1991 года перестал существовать СССР, а через несколько месяцев распалась Организация Варшавского договора. 

Атлантизм – это идеология. Идеология, рождённая холодной войной и призванная обслуживать холодную войну. Захочет ли администрация Дональда Трампа признать то, что отказывались признать предыдущие американские администрации, а именно: что партнёрство Соединённых Штатов со странами Старого Света может и не ограничиваться Западной Европой,  но военный блок государств Северной Атлантики, проникающий вглубь Евразии, – это геополитический нонсенс и отрицание прочных партнёрских отношений как таковых?

Соб. корр. ФСК