Выход Великобритании из ЕС может быть закрыт?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Досрочные выборы британского парламента, объявленные Терезой Мэй, – это шаг отчаяния премьера, оказавшегося неспособным затвердить итоги референдума, который отразил волю большинства британцев, сказавших Евросоюзу «нет». По словам британского премьера, «выборы - единственный путь обеспечить стабильность и безопасность на годы вперёд». Понимай так, что без выборов надежды на Brexit у британцев просто нет.

Симптоматично, что уже на следующий день, 19 апреля, парламент выразил готовность утвердить план Терезы Мэй о проведении выборов 8 июня. Это означает, что обе стороны надеются с помощью выборов укрепить свои позиции. Политическая битва, развернувшаяся в Великобритании, далека от жизни. Британская экономика уверенно растёт, обгоняя по темпам роста экономику Евросоюза. Никакого исхода большого бизнеса из «лондонской гавани» на горизонте не просматривается. Однако то, что полезно Лондону, крайне вредно Брюсселю – и политически, и экономически. Простой пример: возвращение британцам права на регулирование рыболовства в собственных водах сталкивает Великобританию с Данией, которая уже подготовила судебную тяжбу, требуя, чтобы после выхода из ЕС Лондон признал «историческое право» датских рыбаков ловить селёдку в британских водах, существующее с XV века.

Как пишет The Guardian, в Копенгагене роются в архивах, чтобы обосновать право на рыболовство у британских берегов. Около 40 процентов рыбы датчане вылавливают в 200-мильной экономической зоне Великобритании как члена Евросоюза. Датский министр иностранных дел Андерс Самуэлсен (Anders Samuelsen) считает, что некоторые прибрежные регионы страны, особенно в Ютландии, экономически полностью зависят от доступа в британские воды. А вслед за Данией выстраиваются в очередь с такими же претензиями ещё семь государств Евросоюза – им не по нраву ограничение на доступ в экономическую зону Великобритании, которое вступит в силу в 2019 году. Зато британские рыбаки не дождутся, когда общие правила рыболовства, установленные Евросоюзом, прикажут долго жить. Треть улова рыболовный флот ЕС добывает в британских водах; лишившись доступа в них, считает The Guardian, ЕС потеряет половину этого флота и около 6 тысяч рабочих мест… 

В разворачивающейся схватке вокруг выхода Британии из ЕС селёдка с треской - далеко не самое главное противоречие. Причём если «оскорблённый» Британией Евросоюз запретит ввоз рыбы из Соединённого Королевства, это ударит по рынку так, что Брюсселю станет жарко.

Однако жарко и Терезе Мэй. Объявляя досрочные выборы парламента, она рискует больше всех: во-первых, она может не набрать необходимые две трети голосов, чтобы преодолеть сопротивление лейбористов; во-вторых, в случае поражения консерваторов она вовсе покинет премьерское кресло. Учитывая, что она села в него без выборов, после шумной отставки Дэвида Кэмерона, нетрудно понять, что внутри её собственной партии её кандидатура удовлетворяет не всех. Однако более страшным, чем внутриполитическая интрига, для любого премьер-министра Великобритании останется нарастающее давление Брюсселя, готового использовать малейшую возможность, чтобы «заставить задуматься» британцев о цене, которая будет назначена им за выход из ЕС.

Совершенно ясно, что союзников у Терезы Мэй в палате лордов, члены которой не избираются, а в большинстве своём наследуют власть, не прибавится. Избирается только палата общин, и из членов парламента будут вновь избраны все министры, включая премьера. Ситуация весьма шаткая, и гарантий победы нет ни у кого. Пойти на риск досрочных парламентских выборов премьер-министр Тереза Мэй могла по двум взаимоисключающим причинам: либо она, наблюдая коллективное сопротивление парламента и всё возрастающее давление Брюсселя, а также, не будучи уверена в том, что «проведет корабль сквозь Brexit» без больших потерь, решила отойти в сторону, либо пошла ва-банк, поставив на карту свои амбиции и карьеру, чтобы отстоять волеизъявление британцев перед лицом всей Европы. 

Правые газеты Великобритании комментируют её решение о переносе выборов с 2020 года на 8 июня 2017 года как «политический обвал», решительное движение к тому, чтобы развязать ей руки в переговорах с 27 другими членами ЕС и сокрушить домашнюю оппозицию. «Сокрушить саботажников» призывает первая страница Daily Mail.

Время для атаки на оппозицию выбрано верно. Мэй и её консерваторы, по данным опросов, на 20 пунктов обходят своих противников лейбористов, сообщает Reuters. Однако проблема в том, что по ряду предлагаемых ею реформ она имеет оппозицию и в собственной партии тоже. За премьер-министром – общественность и экономический рост: сразу после объявления о выборах парламента фунт подрос, стали расти и 10-летние правительственные бонды. Тем не менее все эти признаки победы могут остаться лишь признаками, если две трети парламента не проголосуют за досрочные выборы. И тогда канат через Английский канал, который сейчас лейбористская оппозиция и брюссельские политики тянут в одну сторону, перерезать будет просто некому.

Без привлечения в парламент «десанта», голосующего за Brexit вместе с Мэй, процесс развода с Евросоюзом станет перманентным либо приобретёт лишь внешние признаки выхода Великобритании из ЕС, оставив британцам все пороки и слабости администрации Брюсселя. 

В ближайшие дни лидеры Нидерландов, Дании и Ирландии, пишет Reuters, намерены встретиться, чтобы обсудить ситуацию в Лондоне. Эти три страны, считает ирландский премьер Энда Кенни, «более всего пострадают от Brexit, они имеют похожие взгляды на свободу торговли и конкуренцию» и, стало быть, тоже «потянут канат» в сторону Брюсселя, формирующего единый фронт в переговорах с Британией. И Терезе Мэй понадобится стать новой «железной леди», чтобы суметь выстоять в борьбе на два фронта.