Кишинёв в шоке из-за визита главы Приднестровья в Лондон

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Молдавское правительство на днях испытало нешуточное потрясение: на сайте президента непризнанной Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) Вадима Красносельского появились сразу четыре пресс-релиза о его визите в Великобританию. Отмечалось, что глава ПМР по приглашению руководства дискуссионного клуба «Оксфордский союз» посетил Оксфорд, где выступил перед студентами и преподавателями с лекцией «об историко-правовых основах государственности Приднестровской Молдавской Республики». Кроме того, в ходе визита Вадим Красносельский встретился с Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии Александром Яковенко. И в Кишинёве совсем уж отказались верить своим глазам: президент ПМР рассказал о приёме делегации Приднестровья в Министерстве иностранных дел Великобритании.

Основная мысль оксфордских лекций Красносельского состояла в том, что необходимо срочно возобновить переговорный формат «5+2» (Молдавия и Приднестровье как стороны конфликта, Россия, Украина и ОБСЕ – посредники, США и Евросоюз – наблюдатели), «где Приднестровье официально выступает равной стороной переговорного процесса». Руководитель ПМР обстоятельно изложил историю создания Приднестровья, подробно рассказал про ущемления со стороны молдавского правительства и призвал признать независимость республики. Мировому сообществу, заявившему о признании независимости бывших союзных республик в их границах, следовало признать независимыми и Приднестровье, и Молдову, так как Кишинев своим собственным решением разделил Бессарабию и современное Приднестровье, считает Красносельский. «Молдова в своей истории совершила две стратегические ошибки. Первая – признание ничтожным пакт Молотова-Риббентропа, вторая – военная агрессия 1992 года. Более того, свою первую ошибку Кишинёв попытался исправить военным путем, намереваясь силой оружия навязать приднестровцам свою волю. Победив в войне, мы отстояли своё независимое будущее ценой жизней более 800 приднестровцев, включая безвинно погибших детей, женщин и стариков. Еще одна ошибка Кишинёва – одностороннее принятие закона «Об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра (Приднестровья)» от 22 июля 2005 года. Этот мертворождённый законодательный акт был принят вне рамок международного переговорного процесса и без учета реальной ситуации», – заявил президент ПМР в Оксфорде и в красках описал, каким образом Молдова, подключив Украину, «продолжает односторонние провокационные действия, ведущие к обострению региональной обстановки». «Яркий пример – недавнее решение Конституционного суда РМ о признании присутствия российских миротворческих сил на Днестре незаконным, юридически разрешающее использовать против них военную силу. Следующее – выставление совместных таможенно-пограничных постов на территории Украины. Это односторонняя мера, которая реализуется вне существующего международного переговорного процесса и без учета позиции Приднестровья, нарушая множество ранее подписанных соглашений. Игнорируются положения о недопустимости санкций и блокад, о решении всех вопросов исключительно за столом переговоров, о свободе международных контактов Приднестровья в экономической сфере», – объяснил Вадим Красносельский, напомнив, что совместный контроль реализуется при прямой поддержке ЕС, который также является наблюдателем в переговорном процессе.

В МИД Великобритании лидер непризнанной республики встречался с директором управления по делам Восточной Европы и Центральной Азии Николой Поллитт. Как сообщает официальный сайт главы ПМР, Красносельский «обратил внимание британской стороны на широкий комплекс односторонних ограничительных действий, предпринимаемых против Приднестровья как сопредельными странами, так и некоторыми другими международными партнёрами». Британские дипломаты, как сообщил официальный сайт президента ПМР, выразили согласие с его позицией относительно «необходимости решать накопившиеся проблемные вопросы в отношениях Приднестровья и Молдовы исключительно за столом переговоров, а также высказались в поддержку возобновления регулярной работы международного переговорного формата «5+2».

И если встреча с Чрезвычайным и Полномочным Послом РФ в Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии почти никого в Кишинёве не удивила, то информация о беседе в британском МИД произвела эффект разорвавшейся бомбы: привыкшие к мысли, что Приднестровье готова выслушивать только Россия, молдавские чиновники никак не могли взять в толк, каким образом случилось так, что с Вадимом Красносельским вели геополитические беседы в британском внешнеполитическом ведомстве и почему его пригласили с лекциями в «Оксфордский союз»? В общем, в Кишинёве обиделись на коварный Лондон, потребовали объяснений и обвинили британцев в нарушении международного права. Великобритания на претензии Молдовы ответила: дескать, встреча с представителями ПМР действительно имела место, но их визит не имел статуса официального, а был частным. А в остальном позиция Лондона не изменилась. «Мы по-прежнему поддерживаем всеобъемлющее мирное урегулирование приднестровского конфликта, основанное на суверенитете и территориальной целостности Молдовы со специальным статусом для Приднестровья», – заявили представители посольства Великобритании в Молдавии. Вряд ли такой ответ утешит Кишинёв, понятно ведь, что «частная встреча» проходила во вполне официальной обстановке, да и вообще хитрые британские дипломаты так и не пояснили, для чего им понадобилось беседовать с властью непризнанного Приднестровья. Да и сам факт, что в Лондоне Вадим Красносельский не является persona non grata, его принимают и с ним ведут дискуссии, для правительства Молдавии выглядит удручающе.

А Красносельский тем временем заявил о готовности к переговорам с президентом и премьером Молдавии. «Официально мы не направляли запрос о встрече, но я не раз говорил, что готов встретиться с любым молдавским должностным лицом. И давайте тогда я открыто скажу, что обращаюсь к господину Филипу с просьбой о встрече», – сказал глава ПМР на пресс-конференции в Тирасполе. Он настаивает на том, чтобы формат «5+2» был разморожен. Говорит, что «на самом деле «за» только Приднестровье и Россия, а все остальные согласны только на словах». По словам руководителя Приднестровья, он ещё в конце марта обратился к президенту Молдовы «с предложением подписать совместное обращение двух президентов конфликтующих сторон к Себастьяну Курцу – действующему председателю ОБСЕ и министру иностранных дел Австрии», но Додон взял паузу, которая длится до сих пор.

«Хотел бы напомнить историческое изречение Уинстона Черчилля, сделанное им после подписания 30 сентября 1938 года Мюнхенского соглашения: «Англии был предложен выбор между войной и бесчестьем. Она выбрала бесчестье и получит войну». Сегодня вокруг Приднестровья очень схожая ситуация. Определенные внешние силы руками Молдовы и Украины намеренно создают условия для дестабилизации и постепенной «разморозки» конфликта. Такими действиями не только перед Приднестровьем, но и перед всеми ответственными мировыми игроками фабрикуется абсолютно искусственный выбор между войной, то есть новым витком силового противостояния, или бесчестьем в форме политических уступок вопреки воле приднестровского народа. Как показывает история, в конечном итоге в проигрыше остаются все без исключения: и организаторы, и вовлечённые участники подобных геополитических комбинаций. Но самое печальное – страдают простые люди и само дело сохранения мира и стабильности», – сказал Вадим Красносельский в Оксфорде, выразив убеждённость, что «свою безопасность мы можем обеспечить, только сохраняя государственность Приднестровья». В правительстве Молдовы президента ПМР не слышат. Возможно, именно из-за собственной глухоты Кишинёв так потрясён визитом главы непризнанной республики в Великобританию?

Соб. корр. ФСК

Фото с официального сайта главы ПМР: Вадим Красносельский в Оксфорде