Угрожая Пхеньяну, Трамп берёт на прицел Пекин

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Словесная дуэль лидеров США и КНДР вышла на новый и беспрецедентно жёсткий уровень. Если раньше угрозы, которыми обменивались оппоненты, носили в целом умозрительный характер, поскольку ни Вашингтон, ни Пхеньян не верили всерьёз в возможность полномасштабной ракетно-ядерной войны в регионе, то теперь военный сценарий просматривается гораздо более чётко.

Конкретно обрисован и район возможного удара северокорейских ракет – акватория тихоокеанского острова Гуам, где расположена одна из крупнейших американских военных баз. Именно туда лидер КНДР Ким Чен Ын пообещал направить четыре ракеты средней дальности «Хвасон–12» в качестве меры «предупреждения» США. Стратегические войска КНДР «серьёзно рассматривают план операции», подчёркивает ЦТАК. По информации официальных источников в Пхеньяне, соответствующий план будет передан на утверждение лидеру КНДР Ким Чен Ыну и приведен в действие по его приказу после «окончательного изучения и завершения». По свидетельству командования стратегическими войсками Корейской народной армии, четыре ракеты средней дальности «Хвасон-12» в случае принятия решения об их запуске в направлении острова Гуам преодолеют 3356 км за 17 минут и попадут в акваторию на расстоянии 30–40 километров от территориальных вод Гуама.

При этом в арсенале армии КНДР имеется ещё более мощная ракета «Хвасон-14», также способная нести ядерный заряд.

Предостережения, прозвучавшие из Пхеньяна, стали ответом на очередное воинственное заявление президента США Дональда Трампа, который пригрозил Пхеньяну: «Северной Корее лучше больше не угрожать США. Они встретят огонь и ярость, каких мир не видел раньше». 

Резкое повышение градуса взаимной воинственной риторики произошло по следам публикации The Washington Post, в которой со ссылкой на данные американской разведки сообщалось, что КНДР удалось «миниатюризировать» свои боеголовки и теперь они могут быть установлены на ракеты. «Похоже, США и Северная Корея - на пороге войны», – бьет тревогу турецкое издание Sabah. Напоминая трагическую историю атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, оно подчёркивает: «И Трамп, и Ким Чен Ын очень просто говорят о ядерных силах... Как будто на следующей неделе Северная Корея сбросит атомные бомбы на остров Гуам, а Трамп – на Северную Корею».

Тем не менее в военно-политическом плане противостояние США и КНДР всё ещё выглядит чем-то немыслимым. И вряд ли Дональд Трамп всерьёз рассчитывает на безусловную победу в соответствующей «игре с нулевым результатом», учитывая близость к предполагаемому театру военных действий Южной Кореи, Японии и других американских союзников. Глава Пентагона Джеймс Мэттис убеждён, что война в регионе будет иметь «катастрофические последствия» и призывает к сдержанности, а госсекретарь Рекс Тиллерсон высказывается в пользу продолжения «мирного давления» на Пхеньян. 

Так что есть смысл поискать и другие движущие мотивы и цели очередного бизнес-проекта Трампа. К ним может относиться стремление посредством нагнетания военно-политической напряжённости вокруг КНДР нанести финансово-экономический удар по Китаю и фондовым рынкам Юго-Восточной Азии, от стабильности на которых напрямую зависят курс китайской валюты и другие показатели китайской экономики. Как раз накануне нынешнего витка напряжённости Государственное управление валютного контроля КНР обнародовало очередные статистические данные, которые не могли не углубить пессимизм Дональда Трампа, считающего торговый профицит Китая одной из ключевых угроз национальной безопасности США. Согласно этим данным, профицит внешней торговли Китая в июле вырос на 26,9 млрд юаней и достиг 321,2 млрд юаней (47,8 млрд долларов). При этом китайский экспорт растёт уже пятый месяц подряд на фоне замедления темпов роста импорта.

Очень вероятно, что администрация Трампа, ужесточая риторику в адрес КНДР, на самом деле не намерена по собственной инициативе начинать военные действия, а преследует в первую очередь финансово-экономические цели, используя рост напряжённости в регионе как способ подорвать позиции Китая. 

Развитие ситуации на азиатских фондовых рынках тесно связано с развитием обстановки вокруг Корейского полуострова. Речь идёт, в частности, о нарастающем бегстве инвесторов в безопасные активы, такие как иена и швейцарский франк, а также падении местных фондовых индексов. В частности, сводный фондовый индекс региона MSCI Asia Pacific в ходе торгов 11 августа упал на 1,3%, а падение за неделю составило около 2,5%. Гонконгский индекс Hang Seng потерял в тот же день 2%, а китайский Shanghai Composite - 1,45%. Южнокорейский биржевой KOPSI упал на 1,9%, а курс южнокорейской воны опустился на 0,45% до 1147,2, впервые за последний месяц оказавшись ниже 200-дневной скользящей средней.

«США давят на Китай «Томагавками»… – отмечает японская газета «Нихон кэйдзай». – США усиливают давление на Китай, чтобы он предпринял дальнейшие шаги, но перспективы завершения американо-китайского противостояния не видны».

В данном контексте приобретает дополнительное звучание и телефонный разговор, который провели 11 августа президент США Дональд Трамп и председатель КНР Си Цзиньпин. Американский лидер сообщил своему собеседнику, что намерен уже в ближайшие дни инициировать официальное расследование относительно торговых практик Китая. Речь идёт, в частности, об обвинениях в нарушении Китаем прав интеллектуальной собственности США и незаконной передачи технологий. Соответствующую процедуру запускает торговый представитель США Роберт Лайтхазер на основании раздела 301 Закона о торговле от 1974 года.

Согласно имеющейся информации, первым шагом на пути разворачивающейся торговой войны США и Китая должно стать значительное повышение американских тарифов на ввоз китайских товаров. И дестабилизация в финансовых институтах и структурах Юго-Восточной Азии в связи с ситуацией вокруг КНДР может быть использована как дополнительный козырь в колоде Дональда Трампа. Во всяком случае, в Совете национальной безопасности США уже напрямую увязывают обе проблемы. «Правительство Соединенных Штатов работает со странами для решения таких серьёзных проблем, как Северная Корея, а также предпринимает меры для решения экономических проблем, таких как кража интеллектуальной собственности США», – заявили в указанном ведомстве. Намёк на Китай совершенно очевиден.