Что сближает Монголию и Иран

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В ходе визита в Тегеран в начале августа для участия в инаугурации президента Хасана Роухани спецпосланник президента Монголии Люндэг Пюрэвсюрэн осудил введение Соединённым Штатами экономических санкций против Ирана, Северной Кореи и России.

«Мы не признаём санкции США, не считаем их хорошим способом решения проблем и осуждаем их», – заявил монгольский посланник. Сказано это было на фоне декларации об углублении внешнеполитических отношений между Тегераном и Улан-Батором. 

Чтобы оценить смысл слов Л. Пюрэвсюрэна, необходимо вспомнить траекторию развития монгольско-иранских отношений.

Датой резкого повышения уровня сотрудничества Ирана и Монголии принято считать 2010 год, когда Тегеран заключил крупный контракт на поставку баранины с монгольской компанией Mahimpex, принадлежавшей нынешнему президенту Монголии Халтмаагийну Баттулге. 

Маленькая Монголия – чемпион мира по количеству крупного и мелкого рогатого скота (более 35 млн. голов) и заинтересована в увеличении экспорта мясной продукции на внешние рынки. 

Другая статья дохода для монгольского бюджета – полезные ископаемые, в том числе уран (65 тыс. тонн разведанных запасов и около 1,4 млн. тонн – гипотетических). Этими запасами Тегеран интересуется в рамках реализации своей мирной атомной программы как минимум с середины 2000-х годов. В 2012 году президент Монголии Цахиагийн Элбэгдорж стал первым иностранным гостем, которому позволили посетить завод по обогащению урана в Иране. 

Свои отношения с Ираном Улан-Батор строит в соответствии с концепцией «третьего соседа». Расположенная между Китаем и Россией, не имеющая выхода к морю Монголия придерживается сбалансированной внешней политики, считая отношения с Пекином и Москвой приоритетными, но одновременно опираясь на третьи силы – США, Европейский союз, Южную Корею, Индию, Сингапур, Таиланд, Японию, Австралию, Турцию. 

Монголия сотрудничает с ними со всеми одновременно, без какой-либо иерархии, так как условный «третий сосед» – это не раз и навсегда избранный партнёр, а, так сказать, переходящее звание. «Третьим соседом» Монголии может стать любая страна в любое время, если сотрудничество с этой страной позволит Улан-Батору проводить политику «многоопорности». Единственное условие, выдвигаемое Улан-Батором, – неучастие в блоках, направленных против Китая и России.

Россию это устраивает. Нейтралитет Монголии закреплён на уровне Стратегии национальной безопасности, пункт 3.1.1.4 которой гласит: «Будут развиваться добрососедские дружественные отношения и широкомасштабное сотрудничество с Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой». 

При этом Монголия не заинтересована в чрезмерном росте влияния «третьего соседа», а именно к этому стремятся Соединённые Штаты. Устремления американцев могут подорвать сложившуюся архитектуру политических отношений Монголии с внешним миром и нарушить устоявшийся баланс сил. 

В связи с этим Улан-Батор выступает против давления Вашингтона на Северную Корею, предлагая свои посреднические услуги в разрешении кризиса отношений между Вашингтоном и Пхеньяном. Монголия, одна из немногих стран, поддерживающих отношения с КНДР, рассматривает и эту страну в качестве «третьего соседа». 

В 2013 году Цахиагийн Элбегдорж посетил с официальным визитом КНДР, обсудив вопросы экономического сотрудничества, в том числе перспективы экспорта монгольских ресурсов через северокорейский порт Раджин в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. 

Экспорт полезных ископаемых из Монголии зависит от степени развития транспортной инфраструктуры, соединяющей Монголию с её соседями. Поставки монгольского угля в КНДР через Китай в первом полугодии 2017 года выросли в 4 раза, принеся монгольскому бюджету $1,28 млрд. прибыли. Улан-Батор заинтересован в дальнейшем увеличении объёма поставок. 

Надо сказать, что Международный валютный фонд настоятельно рекомендует Улан-Батору отказаться от экономической модели, ориентированной на экспорт полезных ископаемых (82% всего монгольского экспорта), и делать в дальнейшем ставку на развитие туризма и сельского хозяйства. За этим, однако, скрывается не забота об экономическом процветании Монголии, а попытка помешать возможному экспорту монгольского урана и редкоземельных металлов в Иран, угля – в КНДР и другие страны, которые Запад причисляет к государствам «оси зла». 

Вашингтону не выгоден не только монгольский экспорт в Иран, но и импорт из Ирана. В 2016 году Улан-Батор и Тегеран обсуждали вопрос поставок 50-60 тыс. баррелей иранской нефти в Монголию через Китай. Такая схема принесёт финансовые дивиденды двум оппонентам Соединённых Штатов, Ирану и Китаю, в обход санкций и ограничений, введённых Западом на торговлю с этими странами. 

Конфронтационная политика США в отношении КНДР, России и Ирана грозит породить в мире новые противоборствующие блоки, что подорвёт монгольскую политику «многоопорности» и стратегию «третьего соседа». 

Осуждая американские санкции, Улан-Батор пытается перевести насущные международные проблемы в переговорную плоскость, свести к минимуму вероятность войны, когда монголам придётся делать вынужденный выбор в пользу одного из соседей. 

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться