Тель-Афар взят. Что дальше?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Вечером 26 августа в Багдаде объявили о полном освобождении города Тель-Афар, который исламские боевики менее двух месяцев назад сделали своей новой столицей в Ираке. Этот город расположен в 50 километрах к западу от Мосула и в 150 км от границы с Сирией. А до границы с Турцией от него – два часа езды на машине. До июня 2014 года, когда город перешёл под контроль исламистов, его население достигало 200 тыс. человек, причем, помимо суннитов, значительную его часть составляли туркоманы и курды, откровенно симпатизировавшие запрещённой в России террористической группировкой ИГ. Они с готовностью пополняли ряды ИГ, в том числе подразделения «шариатской полиции», творившие самые страшные преступления против мирных жителей. И выбор именно этого города боевиками после потери Мосула (битва за который продолжалась 266 дней) был не случаен – туда переместилось до 2000 отъявленных головорезов, уцелевших после боев за Мосул, да и местных «борцов за веру» тут хватало. Неудивительно, что все выжившие с «той стороны» в итоге боёв за город помещаются в фильтрационные пункты, где их тщательно проверяют.

Премьер-министр Ирака, Верховный главнокомандующий вооружёнными силами Хейдар аль-Абади объявил о начале штурма города 20 августа, но авиационные удары и массированные артиллерийские обстрелы начались неделей раньше. На этот момент в городе оставались около 30 тыс. человек. К участию в операции, которой командовал все тот же «освободитель Мосула» генерал-лейтенант Абдель Амир ал-Лами, были привлечены 9-я бронетанковая, 15-я, 16-я и 17-я пехотные дивизии, армейские и полицейские части специального назначения, а также отряды шиитского «народного ополчения» общей численностью свыше 40 тысяч солдат и офицеров. Активную поддержку с воздуха оказывали самолеты и вертолеты ВВС и армейской авиации, а также стянутая группировка полевой артиллерии.

Сыграли свою роль и ВС США – как на уровне планирования боевых действий в Объединённом оперативном командовании в Багдаде, так и непосредственно на месте. Так, при непосредственном участии американских военных инженеров и подрядчиков Пентагона была в кратчайшие сроки восстановлена инфраструктура расположенной близ Тель-Афара авиабазы. На севере Ирака задействованы подразделения 82-й воздушно-десантной дивизии и сил специальных операций США, которые с начала года потеряли пять человек убитыми и более 30 ранеными. Не случайно 22 августа, на третий день начала штурма Тель-Афара, в Багдад прибыл министр обороны США Джеймс Мэттис, который встретился с командованием ВС США в Ираке, премьер-министром Хейдаром аль-Абади и министром обороны Ирака Арфаном аль-Хияли, после чего посетил Эрбиль, где был принят президентом Барзани и руководством пешмерга. 

Американские военнослужащие в районе Тель-Афар

Как водится, иракские власти с провозглашением очередной победы немного поторопились – бои в северных и северо-восточных районах города Аскари, аль-Кадисия, аль-Мусанна и ас-Салам, а также в аль-Айядии (11 км северо-западнее) продолжаются до сих пор. Ситуация, однако, ясна, и в ближайшее время сопротивление противника будет сломлено, а над уцелевшими зданиями в центре города уже водружены иракские флаги с зелёной надписью в центре: «Аллаху акбар». Что дальше? 

Взятие Тель-Афара не означает конца боевых действий. Очевидно, что продолжаются попытки выдавить уцелевших радикальных исламистов в соседнюю Сирию, а потому следующей «столицей ИГ в Ираке» может стать город Каим, расположенный в 230 км юго-западнее от Тель-Афара, практически на границе и не так далеко от сирийского города Дейр эз-Зор, центра одноименной провинции, который уже более трёх лет удерживается ИГ и за который сейчас разворачиваются ожесточённые бои. Там перспективы сторонников чёрного флага ИГ плачевны, и высвободившиеся вооружённые формирования, будь то регулярная иракская армия или военизированные формирования «народного ополчения», которые уже вполне сопоставимы по своим боевым возможностям с армией, а по мотивации заметно её превосходят, будут использованы на новых направлениях.

Наряду с обширными районами Ирака, прежде всего в провинции Анбар, остающимися под контролем суннитов (а значит врагов, как видят это многие «ополченцы»), есть и иные места применения силы. Наиболее вероятным направлением следующего удара станет город Хувейджа в 55 км к юго-западу от Киркука, административного центра провинции Таамим. Той самой, права на которую открыто провозгласили курды и заявили, что не уйдут оттуда никогда. По оценкам командования пешмерга, операция в Хувейдже начнётся после проведения референдума о независимости Иракского Курдистана. Взятие города будет непростой задачей, поскольку остающимся там исламским боевикам некуда отступать и они будут сражаться до последнего.

Достаточно высоким остаётся риск вооружённого противостояния между иракской регулярной армией и формированиями шиитского «народного ополчения», с одной стороны, и пешмерга – с другой. Несмотря на громкие заявления, что у них один общий враг – ИГ, между ними немало разногласий, особенно по вопросу об удержании спорных районов. Действия «ополченцев» в отношении суннитского населения также не способствуют национальному примирению. После того как они применили «коллективное наказание» в отношении жителей ряда районов провинции Дияла, был отмечен рост добровольцев, пополнивших ряды вооружённых антиправительственных группировок и ИГ. После того как будут взяты все остающиеся под контролем ИГ иракские города, вооружённая борьба вновь приобретет форму террористических атак, и справиться с этой угрозой чрезвычайно сложно, ибо причины межконфессиональной вражды не устранены.   

Наконец, важным фактором являются намеченные на 2018 год всеобщие выборы, и основные игроки будут стремиться получить лавры победителя всеми доступными средствами. Хейдар аль-Абади не упускает шанса подчеркнуть, что именно он является Верховным главнокомандующим, в то время как лидеры «народного ополчения» не раз открыто заявляли, что если бы не шиитские ополченцы и Иран, чёрные флаги «Исламского государства» давно развевались бы над Багдадом. У командования пешмерга также имеется своё мнение на этот счёт, но там больше озабочены укреплением обороноспособности и планами защиты курдского государства. 

Заглавное фото: Tony's Book World