От Донбасса до Центральной Азии: закат ОБСЕ в Евразии всё ближе

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Несколько дней назад, комментируя резко возросшую интенсивность обстрелов в Донбассе, представитель мониторинговой миссии ОБСЕ Александр Хуг выступил с очередным заявлением. Затруднившись с определением того, кто начал стрелять первым (и это несмотря на имеющиеся в распоряжении миссии технические средства и широкую сеть местных информаторов), он сказал, что договорённостей о перемирии не придерживаются обе стороны. По мнению должностного лица ОБСЕ, ответный огонь также является нарушением Минских соглашений «и исключений здесь нет».

Тем самым господин Хуг и представляемая им организация в очередной раз поощрили украинскую сторону на военную эскалацию в Донбассе. Наверное, удивляться нечему: избирательность зрения наблюдателей от ОБСЕ, не желающих видеть украинские обстрелы, уже не раз становилась объектом возмущения жителей ДНР и ЛНР. Более того, размещаемые в жилых кварталах Авдеевки танки ВСУ очень хорошо себя чувствуют под прикрытием машин с опознавательными знаками ОБСЕ…

Украинские радикалы, которые готовятся ко второму этапу «блокады Донбасса», по их собственному признанию, «накопили силы, открыли ряд лагерей вдоль российской границы». Однако можно быть уверенным, что и эти действия украинских подопечных останутся без внимания со стороны господ из ОБСЕ.

Увы, подобное поведение миссий организации, призванной работать на урегулирование конфликтов, стало нормой. Ранее приводились примеры деструктивной деятельности ОБСЕ в отдельных постсоветских странах и конфликтных регионах. И, очевидно, у швейцарца Томаса Гремингера, назначенного 18 июля 2017 года генеральным секретарём ОБСЕ, были веские основания констатировать:

«…серьезные разногласия вокруг функций организации существовали и раньше, но конфликт в Украине значительно их усилил, и сегодня есть глубокий кризис доверия».

Ещё раньше в том же духе высказался и наезжавший в Донбасс нынешний председатель этой организации, бывший министр иностранных дел Австрии  Себастьян Курц, по мнению которого «современная Европа как никогда разнородна, противоречива и раздирается блоковым мышлением».

Подтверждением этого разброда видится и деятельность ОБСЕ, примером чему может служить не только её миссия в Донбассе. В своё время представители ОБСЕ внесли значительный вклад в смену режимов в Грузии, на Украине, в Киргизии, как и в Македонии, где они сыграли роль в углублении этноконфессионального раскола.

Основная часть финансовых ресурсов ОБСЕ расходуется сегодня на миссии, а также  на полевую деятельность, которая охватывает многие страны Восточной и Юго-Восточной Европы и Центральной Азии. Согласно Хартии европейской безопасности, мандат подобных миссий может включать: оказание помощи или разработку рекомендаций  в тех областях, о которых договорились ОБСЕ и принимающая сторона; наблюдение за соблюдением обязательств перед ОБСЕ; оказание помощи в организации и наблюдении за выборами; оказание поддержки верховенству закона и демократическим институтам, восстановлению и поддержанию закона и порядка; содействие созданию условий для переговоров или другие меры, которые могли бы способствовать мирному урегулированию конфликтов; проверка и/или помощь в выполнении соглашений о мирном урегулировании конфликтов; поддержку в восстановлении и реконструкции различных аспектов общества (1). В основе действий по предотвращению конфликтов лежит анализ с целью раннего предупреждения о надвигающемся конфликте и соответствующее реагирование на начальных его стадиях (2).

Разумеется, «реагирование» может быть самым разным, что хорошо видно на примере не только Донбасса, но и других постсоветских регионов. К примеру, к концу 1990-х годов, к Стамбульскому саммиту организации, структуры ОБСЕ были открыты во всех пяти государствах Центральной Азии. Центр ОБСЕ в Казахстане 18 декабря 2014 г. был преобразован в Программный офис (3) ОБСЕ в Астане. С 1995 г. в Ташкенте функционировало Бюро ОБСЕ по связям в Центральной Азии, преобразованное в 2000 г. в Центр ОБСЕ в Ташкенте, а в 2006 г., после событий в Андижане, – в Координатора проектов ОБСЕ в Узбекистане. Центр ОБСЕ имеется и в Ашхабаде, а Бюро в Таджикистане начало  работать в этой стране ещё в 1994 году, под всполохи гражданской войны. В отличие от мандатов миссий в Бишкеке, Ашхабаде, Астане и Ташкенте, в Душанбе Бюро ОБСЕ с довольно многочисленной миссией (160 сотрудников) выполняет более широкие задачи. Долгосрочные цели миссии ОБСЕ предусматривают здесь более широкие усилия, направленные на реформирование политической системы страны, выработку законодательных актов, подготовку кадров и т.д. (4) Сходные мероприятия, включая обучение прокуроров, юристов и судей правильному пониманию прав граждан на религиозные убеждения, проводятся также в Кыргызстане. В 2010 году, на пике драматических событий в Ошской области Киргизии, рассматривался вопрос о прибытии в регион конфликта полицейской миссии  ОБСЕ, постоянный совет которой утвердил 15 июня 2010 г. заявление по ситуации в республике. С 24 по 28 июня 2010 г. в Бишкеке находилась «миссия полицейских сил» ОБСЕ для выработки плана действий по оказанию консультативной и экспертной помощи в постконфликтном урегулировании и восстановлении мирного процесса на юге страны. Итогом ряда встреч в Вене и Бишкеке стал план действий для «Полицейской консультативной группы ОБСЕ» – первой миротворческой структуры такого рода в Центральной Азии. Предполагалось, что группа будет выполнять задачи по мониторингу, кураторству и консультированию, но её прибытие было отложено, а затем проект пришлось свернуть (5).

Из относительно недавних событий можно выделить прошедшую в сентябре 2016 года в Варшаве двухнедельную конференцию, организованноую Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, на которой рассматривалась ситуация с правами человека в странах Центральной Азии. Особое недовольство в Бишкеке и Душанбе вызвало участие в данном мероприятии делегаций запрещённых в Таджикистане и Киргизии политических партий и оппозиционных групп. В частности, киргизский оппозиционер, бывший депутат парламента Кыдыржан Бытыров, один из лидеров узбекской общины, заочно осуждённый на родине к пожизненному заключению, обвинил президента Алмазбека Атамбаева в незаконном изменении конституции и узурпации власти. В свою очередь, киргизские власти объявили о понижении с 1 мая статуса представительства ОБСЕ в республике с «центра» до «программного офиса». Кроме того, были закрыты местные офисы этой структуры в ряде городов Таджикистана и Киргизии.

Интересным представляется подход казахстанской стороны, принявшей решение о переформатировании миссии ОБСЕ. В Астане обращают внимание на то, что мандаты полевых миссий ОБСЕ должны быть “умными”, т. е. конкретными, измеримыми, достижимыми, актуальными и соотносимыми с конкретным сроком. Ранее Казахстан вместе с Россией и Белоруссией предлагали провести ряд реформ по усилению контроля за полевыми миссиями, включая назначение их сотрудников Постоянным советом ОБСЕ и сокращение продолжительности действия мандатов.

Ещё в 2004 году страны СНГ указывали на серьёзные недостатки в работе ОБСЕ: уклон в сторону гуманитарной проблематики, сведение деятельности организации в гуманитарной сфере к мониторингу ситуации в области прав человека и демократических институтов, а также выборочное повышенное внимание к одним странам при игнорировании проблем в других.

Однако позитивных сдвигов в деятельности ОБСЕ не произошло, и прогрессирующий кризис этой организации налицо. Созданная в 1975 году для «предотвращения возникновения конфликтов в масштабах Старого Света, урегулирование кризисных ситуаций и ликвидацию их последствий», после распада СССР ОБСЕ всё больше превращалась в инструмент реализации геополитических задач США и их союзников по НАТО.

В первую очередь речь идёт о попытках влиять на внутриполитические процессы в тех странах, где появляются представители ОБСЕ. При этом вопросы обеспечения безопасности, для чего, собственно, организация и создавалась, отходят на второй план, а их «решение» оборачивается карикатурой. Именно так обстоят сегодня дела в Донбассе. В середине 2000-х годов так было в Южной Осетии, где «специалисты» в полевой форме ОБСЕ открыто работали на интересы готовившей агрессию грузинской стороны.

Негласной целью миссий ОБСЕ на постсоветском пространстве является создание условий и предпосылок для вмешательства США и их союзников во внутренние дела стран, намеченных для очередного геополитического эксперимента. Представительства и наблюдательные миссии ОБСЕ стали инструментом вмешательства во внутренние дела тех государств, где они действуют, включая поддержку прозападных политических сил, организацию массовых беспорядков, свержение неугодных режимов.

Как предполагают наблюдатели, дело идёт к тому, что власти многих постсоветских стран будут стремиться избавиться от назойливой опеки со стороны «контролёров» от ОБСЕ, действующих в интересах Вашингтона и отчасти Берлина (6).

По оценке видного немецкого политика, бывшего статс-секретаря Министерства обороны Германии и бывшего вице-председателя Парламентской ассамблеи ОБСЕ Вилли Виммера, в своё время «американцы сделали всё от них зависящее, чтобы предотвратить создание в азиатской части континента организации по типу СБСЕ, так как эта форма международного сотрудничества противоречила американским интересам».

В этих условиях общий интерес России и её партнёров, не нуждающихся в появлении на их территории очагов нестабильности под опекой «полевых миссий» ОБСЕ, состоит в создании независимой от Запада системы раннего предупреждения конфликтов и соответствующей модели миротворчества.

Примечания
 
(1) Акказиева Г.И. Основные механизмы деятельности ОБСЕ в Центральной Азии // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2016. Т. 16. № 6. С. 107-111.
(2) Мейер П.Ф., Линотт Д. Механизмы раннего предупреждения конфликтов и их предотвращения (в контексте экономического и экологического измерения ОБСЕ) // Центральная Азия и Кавказ. 2006. № 3 (45). С. 109-129.
(3) По словам специалиста, опрошенного изданием «Фергана», «разница [между Центром и Программным офисом] в том, что программный офис не проводит мониторинг ситуации в стране – политический, экономический, по правам человека либо иной. Сотрудники полномасштабной миссии готовят аналитические материалы для делегаций всех 57 стран-членов ОБСЕ в Вене, а программный офис аналитику не пишет, и его проекты, как правило, проходят контроль/согласование с МИДом».
(4) Дронов В.В. Деятельность миссии ОБСЕ в Таджикистане (1990-2005) // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2010. № 5. С. 89-95.
(5) Малышев Д.В. Революционные события 2010 года в Киргизии: основные предпосылки и реакция мирового сообщества // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2011. № 1. С. 130-148.
(6)  Финансовый вклад Германии в деятельность ОБСЕ – около 11 %. Немецкий персонал задействован не только в работе отдельных структур Организации, но и практически во всех существующих миссиях ОБСЕ.
 
Фото: osce.org, 112.international