Приднестровью готовят «маленькую победоносную войну»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Над Приднестровской Молдавской Республикой (ПМР) уже больше двух лет сгущаются тучи – с того момента, как, находясь в Румынии (!), президент Украины Порошенко заговорил о координации с Бухарестом действий по «реинтеграции» Приднестровья в Молдову и о своей готовности  вместе с румынами «помочь суверенной и независимой Молдове восстановить свою территориальную целостность и реинтегрировать приднестровский регион». 

Все понимают, что самостоятельно украинский президент на такое решиться не мог: его подтолкнули в объятия молдавских унионистов американские «друзья Молдовы», они же «друзья Украины». Мотив один: руками украинцев, молдаван и румын втянуть Россию в военный конфликт и изменить формат миротворческой миссии на Днестре. Румыния при этом вместе с молдавскими унионистами решит свои проблемы, а Украина – исключительно чужие.

С тех пор поменялись президенты Молдавии, Приднестровья, США (эти страны вместе с Россией, Украиной и ОБСЕ входят в переговорный формат «5+2» по урегулированию приднестровского кризиса), но время показало: Киев действительно готовится разморозить конфликт в Приднестровье.

5 октября 2017 года Украина и Молдова подписали соглашение о совместном контроле в международных и межгосударственных пунктах пропуска на молдавско-украинской границе. Премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что Украина заинтересована в «сохранении курса Кишинева на европейскую интеграцию» и в «успешной реализации нашего общего цивилизационного выбора» (читай: разворота на Запад).  То есть украинская сторона намерена помочь молдавскому парламентскому большинству (не поддерживаемому народом) и правительству блокировать Приднестровье из-за «общего цивилизационного выбора», который не разделяют ни приднестровцы, ни большая часть населения Молдовы. 

Подконтрольная олигарху Владу Плахотнюку власть в Кишинёве решила опереться на плечо Порошенко в ситуации с ПМР в надежде, что эскалация напряжённости позволит им не дать социалистам (Партия социалистов Республики Молдовы – ПСРМ), которые идут на предстоящие в 2018 году парламентские выборы с высокими рейтингами, взять в руки управление страной. Для Молдовы победа ПСРМ  означала бы отказ от унионизма, подключение к инициированным Россией экономическим проектам, включая ЕАЭС, и перспективу мирного разрешения приднестровского кризиса. У альянса молдавских прозападных партий, образовавших правительство, шансов победы на выборах практически нет, значит, выход у Плахотнюка и его кукол один – раскачать вооружённый конфликт в Приднестровье. А украинский бизнес-партнёр молдавского кукловода, развязавший войну  в ДНР и ЛНР и заявляющий что ни день о «войне с Россией», здесь может пособить. 

Порошенко и сам рад стараться для Плахотнюка: во-первых, горячая фаза войны с Донбассом сдерживается минскими договорённостями, а национал-радикалы требуют крови; во-вторых, в ПМР есть российские миротворцы (Оперативная группа российских войск) и звучащие из Киева вопли о «войне с Россией» получат подтверждение; в-третьих, на Западе снова можно будет просить деньги «на армию» и домогаться гарантий расширения личной власти. 

В сентябре 2017 года первый заместитель министра внутренних дел Украины Сергей Яровой сообщил, что Национальная гвардия взяла под контроль границу с Приднестровьем «с целью обеспечения правопорядка в приграничных регионах». «Национальная гвардия Украины – это параллельная армия, подчинённая министру внутренних дел Арсену Авакову, в её состав включены так называемые добробаты, в том числе полк «Азов». 

Президент Республики Молдовы Игорь Додон назвал украинские манёвры у приднестровской границы «провокацией Украины, направленной против Приднестровья и  повышающей риск возникновения вооружённого конфликта».

 «…В Кишинёве президент смотрит в сторону Москвы, а парламент и правительство – в сторону Вашингтона, Порошенко играет на стороне последних. То есть Порошенко усиливает антидодоновскую позицию», – считает украинский политический аналитик Константин Бондаренко. Игры украинского президента на стороне Плахотнюка и его ручных депутатов и министров означают, что украинская сторона решила выйти из переговорного формата «5+2», о чём вряд ли Киев уведомил кого-то официально. Порошенко не привыкать: как он годами врёт про приверженность минским соглашениям и «нормандскому формату», так он будет врать и про верность схеме «5+2». Форматом больше, форматом меньше – какая разница?

В Приднестровье пытаются достучаться до украинского руководства. «Что же касается опасения Киева по поводу дислокации на нашей территории российских войск, то в ОГРВ уже не происходит ротации – солдат-сменщиков из РФ не пропускают ни Украина, ни Молдова, их задерживают в аэропорту Кишинёва и отправляют обратно, – заявил председатель Верховного совета Приднестровья Александр Щерба. – … В Объединённой контрольной комиссии (ОКК), контролирующей зону безопасности на Днестре, помимо представителей миротворцев Молдавии, Приднестровья, России, присутствует наблюдатель с Украины. Он информирует свою власть о ситуации. А ОКК мониторит всю зону соприкосновения сторон (Молдавии и Приднестровья) по Днестру. Иметь скрытые базы или проводить тайно передислокацию воинских подразделений невозможно. Так что Приднестровье, учитывая и ОГРВ, не может быть источником угрозы для Украины». Эти слова вполне отражают ситуацию в ПМР, но в Киеве их не слышат.

Интересно на фоне происходящего выглядит президент Приднестровья Вадим Красносельский. Недавно он принял у себя украинскую делегацию во главе со специальным представителем по вопросам приднестровского урегулирования Виктором Крыжановским, которому поведал: «Проблема многих политиков и журналистов в том,  что они пытаются делить приднестровцев строго на тех, кто «за», и тех, кто «против». Но есть третья категория – это те, кто хочет сохранить добрососедские отношения и с Россией, и с Украиной. К сожалению, две державы столкнулись в геополитических проблемах и конца этому не видно. Почему Приднестровье должно выступать заложником этих отношений? Я недавно пригласил украинских журналистов, чтобы они увидели реальное положение дел. Они ходили по Тирасполю и Бендерам, спрашивая у людей, где стоят российские танки. Оказалось, нигде. Никто из журналистов не сказал, что Приднестровье представляет военную угрозу по отношению к Украине». 

Странно то, что президент ПМР  называет Приднестровье «заложником» отношений России и Украины, когда у него на глазах ширится блокада республики Украиной, а Кишинёв не оставляет попыток вытеснить Объединённую группировку российских войск из приднестровского региона, выйти из соглашения 1992 года «О принципах урегулирования вооружённого конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдовы». 

Российские миротворцы в ПМР с середины лета фактически находятся на осадном положении. Осада организована Молдовой совместно с Украиной, которая с 2014 года не пропускает через свою территорию грузы для миротворческой миссии РФ в Приднестровье и самих миротворцев. Вообще, весь этот год молдавские власти, за исключением президента, пытаются раздуть пожар в Приднестровье: парламент принимает декларацию о необходимости вывода из Приднестровья российских войск; решение о незаконности нахождения российских миротворцев в ПМР выносят судьи Конституционного суда РМ; из страны выдворяют пятерых российских дипломатов;  специального представителя президента России по Приднестровью Дмитрия Рогозина не впускают в Молдову, затем объявляют persona non grata; к Генеральной Ассамблее ООН принимают обращение о включении вопроса о выводе российских миротворцев из ПМР в повестку дня Генассамблеи. 

Кишинёв официально не выходит из соглашения 1992 года, но фактически его игнорирует. А Порошенко участвует в создании совместных пунктов контроля на границе с ПМР и через министра внутренних дел подтягивает к Приднестровью Нацгвардию. В это время президент Приднестровья пытается разглядеть в Украине доброго соседа и устраивает квесты украинским журналистам в Тирасполе и Бендерах в поисках российских танков! И ничему не учит ситуация в Донбассе, где те же самые украинские журналисты видят российские войска, а войну с согражданами называют «войной с Россией»! Возможно, появление у границы Приднестровья украинских нацгвардейцев вернёт руководителям ПМР чувство реальности.  Если Порошенко собрался содействовать Плахотнюку в восстановлении территориальной целостности Молдовы, а МВД Украины пригнало к приднестровской границе войска «для обеспечения правопорядка», остаётся ждать провокаций. ПМР зажата в украинско-молдавских тисках и выступает заложником Кишинёва, рассчитывающего при поддержке Киева полностью завершить свой разворот на Запад с помощью «маленькой победоносной войны» в Приднестровье.