Саудовская Аравия превращает Ливан в поле своей битвы с Ираном

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Президент Ливана Мишель Аун сказал иностранным послам, что Харири был «похищен». Ливанцы хотят получить ответ на вопрос: является ли их премьер-министр Саад Харири, который объявил о своей отставке в Эр-Рияде и до сих пор там остаётся, заключённым. Пока преобладает версия о его насильственном удержании в Саудовской Аравии и вынужденной отставке, которую в Бейруте до возвращения Харири на родину принимать отказываются.

Для выяснения обстоятельств вечером 13 ноября в Эр-Рияд прибыл глава католической общины ливанских маронитов кардинал Бечара эль-Рай. Ожидается, что он встретится с Харири, а также с саудовским королем Салманом и наследным принцем Мухаммедом. Эль-Рай возглавляет крупнейшую христианскую общину Ливана и самую большую католическую церковь Ближнего Востока, которая пользуется широким влиянием в стране. Он намерен добиваться возвращения Харири и обещал решить этот вопрос с королем и наследным принцем. По его словам, ситуация в Ливане остаётся напряженной, а ливанцы не успокоятся пока не узнают об отставке Харири правду.

Воскресное выступление Харири на саудовском телевидении Ливан не успокоило. Комментируя его появление на телеэкранах, британское интернет-издание The Independent не сомневается, что «интервью» было сделано под давлением саудовских властей, а словам Харири о том, что он «полностью свободен» в Саудовской Аравии, верить нельзя. На это указывает нелогичная речь Харири, что можно объяснить монтажом видеозаписи с удалением высказываний, неприемлемых для Эр-Рияда. Так или иначе, ливанцев Харири не убедил, а его слова о том, что он хотел сделать «положительный шок для ливанского народа, чтобы люди знали, насколько опасна ситуация, в которой страна находится», вызвала негодование. От Харири ждут возвращения на родину и прохождения процедуры отставки в соответствии с ливанской конституцией.

Министр внутренних дел Ливана Нохад Махнук высказался так: «Ливанцы не являются стадом овец или земельным участком, чья собственность может быть передана от одного человека другому. Ливанская демократическая система основана на выборах, а не на простом залоге верности». Последние события - это нападение на суверенитет Ливана, которое осуждается практически всеми политическими силами страны, за исключением некоторых политиков, тесно связанных с Эр-Риядом. Когда дело доходит до возможной вооружённой конфронтации с «Хезболлой», желающих воевать на стороне Саудовской Аравией с этой шиитской партией пока не видно, отмечается в комментарии Al Jazeera.

В Ливане с провокационной отставкой Харири саудовцы, скорее, получат обратный результат, но вряд ли отступят. Наибольшую тревогу у ливанцев вызывает огромное влияние Саудовской Аравии на экономику Ливана. В королевстве работают более 200 тысяч ливанских эмигрантов, которые ежегодно отправляют в Ливан более 4,5 млрд. долларов. За 25 лет ливанский бюджет от проживающих в королевстве ливанцев получил 75 млрд. долларов. Ливанский экспорт в Иран в настоящее время составляет всего 3 млн., а в Саудовскую Аравию - 378 млн. долларов в год, преимущественно сельскохозяйственной продукции. В такой ситуации Ливан не может не опасаться экономических санкций со стороны Эр-Рияда. Тем более что подобное уже было, когда из-за отказа ливанского правительства осудить акт нападения на саудовское посольство в Тегеране Эр-Рияд прекратил в 2016 году финансирование программы перевооружения ливанской армии и сил безопасности на сумму 4 млрд. долларов.

Харири, возможно, не был чрезвычайно популярным премьер-министром для всего ливанского общества, но призывы о его возвращении раздаются от всех политических партий, представляющих этнические и религиозные общины Ливана. Сможет ли ливанский кардинал Бечара эль-Рай уговорить наследного принца Саудовской Аравии разрешить премьеру вернуться на родину? Пока ответа нет. Саудовская Аравия отвела Ливану роль поля своей битвы с Ираном.

Соб. корр. Фонда стратегической культуры