Север – Юг. Диверсификация экономики Пакистана, российское измерение

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Правительство и бизнес Пакистана считают развитие сотрудничества с Россией стратегическим направлением своей внешнеэкономической политики, нацеленной на ускорение диверсификации пакистанской экономики. Такая оценка звучала в ходе Российско-пакистанского бизнес-форума в Москве в конце ноября. Форум проходил одновременно с заседанием в Москве Российско-пакистанской межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

В товарной структуре двухсторонней торговли доля высокотехнологичной продукции в экспорте РФ в Пакистан уже превышает 60%, в пакистанском экспорте достигает почти 40%. Это, по оценке пакистанской стороны, свидетельствует о положительной динамике индустриализации обеих экономик и о растущей востребованности товаров с высокой добавленной стоимостью в двухсторонних экономических связях. Представители Пакистана на форуме отметили высокое качество и конкурентоспособные цены ввозимого из РФ оборудования, например, для электроэнергетики, стройиндустрии, отраслей химической промышленности, геологоразведки.

До последнего времени главным поставщиком в Пакистан означенной продукции был Китай, являющийся также основным инвестором в экономику Пакистана. У пакистанской стороны нет претензий к экономической политике КНР, но в кулуарах московского форума высказывалась озабоченность чрезмерной ориентацией внешней торговли Пакистана на Китай. «Пакистанские деловые круги, – подчеркнул в ходе форума глава Пакистано-российского делового совета Афзал Мухаммад Фарук, – нацелены на диверсификацию торговых и инвестиционно-технологических связей с внешним миром. А Россия – среди главных партнеров в этой диверсификации».

Что касается совместных экономических проектов, пакистанская сторона выделяет в качестве основного транспакистанский газопровод Лахор – Карачи, предусматривающий обеспечение спроса Пакистана на газ к 2020 году более чем на 70%. Крупные запасы газа на юге и юго-западе Пакистана, будучи освоенными, пополнят сырьевую базу газовой отрасли, в том числе в развитии газобаллонного автотранспорта (Пакистан входит в десятку стран – мировых лидеров по парку газобаллонных автомобилей). Россия поставляет для этого проекта компрессоры, фитинги и ряд других видов оборудования. То значение, которое придаёт проекту Исламабад, обусловлено, как отмечали в неофициальном порядке пакистанские участники форума, проблематичностью сооружения газопровода ТАПИ (Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия) из-за ухудшения военно-политической ситуации в Афганистане. В Пакистане актуальность проекта ТАПИ спадает.

Как пояснил ещё в прошлом году Мухаммад Мунир, директор Управления по развитию торговли Пакистана, «создаваемый с российским участием газопровод Лахор – Карачи длиной в 1100 км и мощностью около 12,5 млрд кубометров в год способен устранить газодефицит в ряде регионов Пакистана и ускорить освоение новых запасов газа. Артерия свяжет терминалы по приему СПГ в припортовом городе Карачи с промышленной столицей пакистанского севера – Лахором. Российское участие в данном проекте, по словам Мунира, – «это качественно новый этап двухсторонних отношений». 

Схожие оценки прозвучали и на состоявшемся в Москве в конце ноября пятом заседании Российско-пакистанской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров подчеркнул, что «Пакистан является важным партнером России в различных областях сотрудничества, включая электроэнергетику, поставки нефти и газа, авиацию, автомобилестроение». Министр напомнил также, что в октябре сего года было подписано соглашение по поставке СПГ из России в Пакистан. Это принципиально важный шаг, поскольку Пакистан, по словам главы Пакистано-российского торгового совета Афзала Мухаммада Фарука, стремится уйти от односторонней привязки к одному-двум поставщикам СПГ (пока до 90% объёма этого импорта приходится на Катар и Юго-Восточную Азию. – Ред.). 

Возможности для расширения сотрудничества между РФ и Пакистаном в области газовой энергетики имеются. Как говорит заместитель гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, вскоре выходит на проектную мощность «Ямал СПГ» и «у России есть планы по увеличению уже в 2018 году доли на глобальном рынке сжиженного газа до 18%» (сегодня 5%. – Ред.). Пакистан вполне может стать одним из постоянных импортёров российского СПГ. 

Важный аспект расширения российско-пакистанских связей – вступление Пакистана одновременно с Индией в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). В контексте проблем, создаваемых Афганистаном, ШОС важна для Пакистана и потому, что взаимопонимания с Вашингтоном по афганской ситуации Исламабаду достичь не удаётся. В ходе недавней встречи премьер-министра Пакистана Шахида Хакана Аббаси с министром обороны США Джеймсом Мэттисом пакистанский премьер заявил, что в сравнении с другими странами «никто не может желать мира в Афганистане больше, чем Пакистан, приверженный борьбе с терроризмом». Американская же сторона обвиняет Пакистан в связях с террористическими организациями, такими как сеть «Хаккани» и афганский «Талибан», которые «нападают на коалиционные силы НАТО в Афганистане». Исламабад отвергает эти обвинения, заявляя, что Вашингтон «пытается сделать из Пакистана козла отпущения за свои собственные неудачи в Афганистане, где США по-прежнему находятся в тупике после 16 лет войны».

Обозначилось также намерение Исламабада участвовать в реализации проекта международного транспортного коридора «Север – Юг», прокладку которого осуществляют РФ, Иран, Индия и Азербайджан. В конце октября посол Пакистана в Азербайджане Саид Хан Мохманд заявил, что «Пакистан ведет переговоры с Азербайджаном о подключении к проекту этого транспортного коридора. Он пояснил также, что «во время недавнего визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в Пакистан стороны обсудили вопрос о соединении этого коридора с пакистанским портом Гвадар, а затем и с китайско-пакистанским транспортным коридором». 

Китайско-пакистанский транспортный коридор

Коридор «Север – Юг» должен соединить Европу с Южной и Юго-Восточной Азией по кратчайшим маршрутам. На первом этапе здесь планируется транспортировать в обоих направлениях 5-7 млн. тонн груза в год, а в дальнейшем – минимум 15 млн. тонн. Ввод в действие всех участков коридора, включая перегрузочные терминалы, намечается к 2025 году.

Заглавное фото: Ростех

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться