В состоянии ли PESCO «дополнить» НАТО?

Кому нужен и кому не нужен Европейский оборонный союз

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

На саммите министров иностранных дел Европейского союза в Брюсселе 11 декабря было принято «Решение об учреждении Постоянного структурированного сотрудничества (Permanent Structured Cooperation, PESCO) и о списке стран-участниц». Европейская комиссия одобрила решение, а также первый пакет планов по совместным проектам в военной сфере как «первые конкретные шаги по пути создания Европейского оборонного союза». 

Соглашение о PESCO подписали министры 25 стран. Отказались делать «конкретные шаги на пути создания Европейского оборонного союза» Великобритания, Дания и Мальта.

В Евросоюзе с его расплывчатыми правилами и затянутыми бюрократическими процедурами путь к оборонному союзу в любом случае коротким и прямым быть не может – как бы ни стремилась к этому Германия, а вместе с ней  Франция, Италия и Испания (страны-инициаторы решения о PESCO). Разговоры о создании такого союза ведутся с 2010 года. Сейчас в качестве временного горизонта создания оборонного союза принят 2025 год. 

Пока любые решения, касающиеся планов создания такого союза, принимаются по итогам долгих и непрозрачных согласований, причём утверждённые решения не обязательно выполняются. Пример тому – отказ восточноевропейских стран принимать беженцев на основании утверждённых Брюсселем квот. В подобных случаях ответ Еврокомиссии сводится обычно к открытию судопроизводства против не подчинившихся, но праздник непослушания не ограничивается миграционным кризисом. К примеру, Европейской комиссией запущены дела в связи с неисполнением Директив о водительских правах, о табачных продуктах, о государственных закупках и концессиях… Всего не перечислишь, и количество новых судопроизводств растёт: если в 2015 г. в суде были открыто 543 дела о несоблюдении сроков выполнения директив ЕС, то в 2016 году – уже 847. И не надо думать, что самые недисциплинированные – это новички из Восточной Европы. Как следует из данных Еврокомиссии, по количеству открытых производств по делам о неисполнении директив ЕС лидируют Германия (!) и Испания. 

В тексте решения о PESCO указано, что страны-инициаторы опираются на положения ст. 42, параграфа 2 Договора о Европейском союзе. В статье говорится о поступательной разработке общей оборонной политики, которая должна привести к общей обороне. Там же оговаривается, что общая оборона возможна при условии единогласного решения Европейского совета. Направления этой политики (в том числе предоставление в распоряжение будущего союза национальных военных потенциалов) расписаны в параграфе 3 ст. 42, но этот параграф в «Решении» от 11 декабря не упомянут. Причина очевидна – не все члены ЕС разделяют стремление учредить оборонный союз, единогласия как раз нет. Между тем в июне, перед саммитом европейских лидеров, пресса со ссылкой на дипломатические источники уверяла, что под призывом к более тесной военной интеграции в рамках ЕС подпишутся все страны, включая Великобританию, всегда выступавшую против военного сотрудничества в европейском формате. 

Сегодня же оставшиеся за бортом военного сотрудничества в рамках PESCO Великобритания, Дания и Мальта дают понять, что считают Европейский оборонный союз излишним. 

Со своей стороны военные стран-участниц PESCO старательно подчёркивают, что новый проект не представляет альтернативу НАТО. Глава Военного комитета НАТО чешский генерал Петер Павел говорит, что нужна «хорошая сыгранность» PESCO с Североатлантическим альянсом. С его слов можно заключить, что PESCO, не покушаясь на компетенцию НАТО в области обороны, займётся теми сферами, в которых у Евросоюза «гораздо более широкая шкала возможностей», его Силы быстрого реагирования будут задействованы «в ситуациях, когда необходимо организовать предоставление гуманитарной помощи, меры по решению проблемы нелегальной миграции или же обеспечение безопасности в условиях террористической атаки». А министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен изрекла: «PESCO будет дополнять НАТО».  Она же считает PESCO самым значимым шагом на пути укрепления европейской интеграции и даже говорит о перспективе «создания армии европейцев» (словосочетание «европейская армия» в устах европейских политиков табуировано как покушение на «атлантическую солидарность»). 

Известно, что в первом пакете предложений по PESCO содержатся 17 проектов. В СМИ упоминаются: программа создания бронированных автомобилей и роботов-водолазов, проекты улучшения морского патрулирования на юго-востоке Европы, обмена информацией между спецслужбами в киберпространстве. Ведущая роль здесь будет принадлежать Германии и Франции. За Германией закреплены проекты по медико-санитарной службе, логистике, силам быстрого реагирования и созданию  центра учебно-тренировочных миссий. 

В таком дуализме франко-германского «руководящего ядра» PESCO изначально заложен потенциал противоречий. Две страны предпочитают разные тактики создания союза: Франция хотела бы видеть оборонный союз более сплочённым, пусть и в небольшом составе, тогда как Германия стремится к максимально широкому охвату стран-участниц. Пока возобладала немецкая концепция. Среди 25 стран, присоединившихся к PESCO, значатся не входящие в НАТО Австрия, Финляндия и Швеция. Наблюдатели предполагают, что это может быть формой затягивания в НАТО новых стран. 

Жан-Клод Юнкер считает, что пришла пора разбудить военное сотрудничество, предусмотренное Лиссабонским договором, от «непробудного сна». Только разбудить для чего? В самом Евросоюзе определённого мнения на этот счёт нет. По словам Юнкера, Европа «не может и не должна передавать кому-то свою безопасность и оборону». А неназванному кому-то (Соединённым Штатам) достаточно, если Европа обеспечит беспрепятственную транспортировку любых грузов военного назначения –  как раз то, что имел в виду командующий войсками США в Европе генерал Бен Ходжес, говоря о «военном Шенгене». 

Да и чем существенным могут европейские страны «дополнить» НАТО, если военное присутствие США в Европе и так насчитывает 60 тыс. военнослужащих в 13 гарнизонах пяти стран с запасами тактического ядерного оружия (ТЯО) и 6-м флотом ВМС США в Средиземном море? Допустимые рамки таких «дополнений» Вашингтон установил давно.