Владислав ГУЛЕВИЧ. Румынский унионизм – угроза Молдавии и Украине

Румынский унионизм – угроза Молдавии и Украине

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Бывший президент Румынии Траян Бэсеску намерен внести на рассмотрение парламента декларацию о денонсации так называемого пакта Молотова–Риббентропа. По словам Бэсеску, пакт привёл к включению Бессарабии (историческая область между Чёрным морем, Дунаем, Прутом и Днестром) в состав Советского Союза, а теперь, мол, пришло время подвинуть границу Румынии на восток, до Днестра и «возродить достоинство румынского народа».

Старая песня. Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом (на Западе редко используют официальное название этого документа, предпочитая называть его пактом Молотова–Риббентропа) был подписан в августе 1939 года, когда аналогичные договорные отношения уже были установлены между Германией, Великобританией и Францией.

Советско-германский договор 1939 года был для Москвы единственной реальной возможностью в условиях надвигавшейся войны отодвинуть немецкую угрозу от границ СССР и выиграть время для укрепления своей безопасности. В соответствии с этим договором, Советский Союз вернул отторгнутые Польшей Западную Украину и Западную Белоруссию (Польский поход РККА 1939 года), а также вернул захваченные ранее Румынией Бессарабию и Буковину (Румынский поход РККА 1940 года).

Пересмотр Румынией результатов советско-германского договора равнозначен пересмотру границ Республики Молдова и Украины. Хотя Траян Бэсеску и уверяет, что его инициатива направлена исключительно на объединение Молдовы и Приднестровья с Румынией, Украине тоже есть над чем задуматься. В Бухаресте создают прецедент, который в дальнейшем может быть использован как юридическое и идеологическое обоснование территориальных претензий к Украине с целью отторжения от неё Бессарабии (Одесская область) и Буковины (Черновицкая область).

В Европе, где с началом войны в Донбассе повторяют как заклинание тезис о сохранении территориальной целостности Украины, на заявление бывшего президента Румынии почему-то не отреагировали. Польша, называющая себя «главным адвокатом» Украины в Евросоюзе, тоже молчит. Румынию в Варшаве хотели бы рассматривать как ключевого союзника, между двумя странами подписано соглашение о стратегическом партнёрстве, и ссориться с Румынией из-за Украины «польский адвокат» явно не намерен.

К тому же Бэсеску намекнул полякам, что и они могут найти свою поживу: «…от пакта пострадали три страны Балтии, Польша и Румыния… Польша является целостным государством, членом ЕС и НАТО, Румыния потеряла Бессарабию – а мы сидим…»

В 2011 году, в 70-летие нападения гитлеровской Германии на Советский Союз, Траян Бэсеску сделал заявление о том, что румынский диктатор Ион Антонеску, присоединившись в 1941 году к Гитлеру, поступил правильно. «В тот исторический момент я отдал бы такой же приказ, потому что у нас был союзник и нам надо было вернуть территорию», – подчеркнул Бэсеску. А в 2012 году он обозвал престарелого румынского короля Михая I «русским лакеем» за то, что в 1944 году тот приказал арестовать прогерманскую верхушку во главе с Антонеску и присоединил Румынию к антигитлеровской коалиции. И в этом случае Запад никак не попенял Траяну Бэсеску за его симпатии к военному преступнику.

Инициатива бывшего румынского президента укладывается в канву неоднократно оглашавшегося Бухарестом проекта «Великая Румыния» – максимального территориального расширения румынского государства за счёт поглощения Молдавии и части Украины.

Здесь надо заметить, что исторически носители идеи «Великой Румынии» претендовали на расширение как на запад (за счёт Венгрии, Сербии и Болгарии), так и на восток, однако сейчас восточный вектор великорумынизма остаётся его единственным направлением интересов. Такая «Великая Румыния», посягающая на земли Молдовы и Украины, никакого протеста у Запада не вызывает. Больше того: при таком «расширении» НАТО продвинется на восток, к границам РФ, ещё дальше.

Кстати, до возвращения Бессарабии в состав Советской Украины восточная граница Румынии проходила менее чем в 80 километрах от Одессы; вернув Бессарабию, СССР получил часть выступа, с которого вражеские войска могли угрожать Киеву; одновременно Советский Союз получил контроль над Дунаем и Днестром.

Для Молдовы вхождение в состав Румынии (государства-члена НАТО) будет также означать отказ от закреплённого в молдавской Конституции нейтралитета. Недаром Бэсеску обрушился на молдавский нейтралитет: «Этой статьёй Конституции вы не гарантировали свою безопасность…» Главный румынский унионист заявляет: «Моя цель – возродить пламя унионизма в Республике Молдова». Присоединение Молдавии к Румынии, увеличив население Румынии на 4 млн. человек, усилит и позиции Бухареста в Европейском союзе (количество мест в Европарламенте предоставляется каждой стране в соответствии с численностью её населения).

Румынское общество относится к проекту «Великая Румыния» куда менее оптимистично, чем Траян Бэсеску. Социологический опрос, проведённый Центром городской и региональной социологии CURS в январе 2018 года, в 100-летнюю годовщину так называемого Великого объединения Румынии, показал, что только 27% румын поддерживают идею поглощения Молдавии.

Президент Республики Молдова Игорь Додон имеет все основания считать, что румынский унионизм, поддерживаемый частью молдавской интеллигенции, провоцирует в Молдавии гражданскую войну. Приднестровье в Румынию не хочет категорически. Гагаузия, имеющая статус автономного территориального образования в составе Республики Молдова, уже неоднократно заявляла, что выйдет из состава этой республики в случае её присоединения к Румынии или НАТО.

Молдавская государственность с трудом пережила гражданскую войну 1992 года, вспыхнувшую в результате распада СССР, потеряла Приднестровье и надолго испортила отношения с Гагаузией. Второй войны она может не пережить.