Пётр ИСКЕНДЕРОВ. Европейский бизнес и антироссийские санкции

Европейский бизнес и антироссийские санкции

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Европейский бизнес всё более настойчиво ищет пути налаживания полуразрушенных торгово-экономических связей с Россией. И наибольшую активность в этом плане проявляют Германия и Австрия,  действуя в том числе в русле противостояния другим евроатлантическим силам – Соединённым Штатам, Великобритании, Франции. Существующая ситуация ощущается как ненормальная.

Особенно показательным в этом плане стал недавний визит в Москву канцлера Австрии Себастьяна Курца, впервые встретившегося с президентом России Владимиром Путиным после своего успеха на выборах, когда 31-летний лидер консервативной Австрийской народной партии стал самым молодым главой правительства в Европе. Да и в целом визит Себастьяна Курца в российскую столицу стал его первой официальной поездкой за пределы Евросоюза после вступления в должность. Ранее он бывал в России в качестве министра иностранных дел в предыдущем австрийском правительстве (в мае 2015 года и в январе 2017 года).

Проблемы экономического взаимодействия являются одним из главных вопросов двусторонней повестки российско-австрийских отношений. Они оказывают влияние и на более общую ситуацию в Центральной Европе.  

Один из ключевых факторов здесь – тесная привязка Австрии к российским проектам поставок энергоресурсов в Европу. Как подчеркнул Владимир Путин, принимая Себастьяна Курца, в июне 2018 года исполняется 50 лет с начала поставок газа из Советского Союза на австрийский рынок, которые являются важным вкладом «в обеспечение энергетической безопасности всего европейского континента». В настоящее время австрийский газораспределительный хаб в Баумгартене выступает важнейшим звеном действующих и будущих российских проектов по транспортировке газа в Европу, в том числе в контексте сооружения газопровода «Турецкий поток», который также в перспективе может быть подключен к австрийской газовой инфраструктуре.

 «Пятьдесят лет тому назад, в июне 1968 года, австрийский нефтегазовый концерн OMV стал первой западной фирмой, подписавшей с Советским Союзом договор о поставках газа. Сегодня через газовый узел в Баумгартене посреди полей Нижней Австрии в Европу поступает примерно 25% российских газовых поставок, – напоминает немецкая Die Welt. - «Газпром» покрывает около 60% австрийских потребностей». При этом австрийский канцлер Себастьян Курц не хочет отказываться «от России как главного поставщика» и «уже критиковал санкции США в отношении трубопровода «Северный поток - 2», пишет немецкое издание, указывая, что совокупные потери Австрии от санкционной войны достигли 1 млрд евро.

Что характерно: российско-австрийские переговоры на высшем уровне прошли на фоне сообщений о достигнутом в феврале рекордном показателе поставок российского газа в страны дальнего зарубежья. ПАО «Газпром» в феврале текущего года доставил в данный регион максимальный для этого месяца объём газа за всю историю поставок –17,4 млрд кубометров. Согласно информации, предоставленной российской компанией, февральские экспортные показатели оказались на 6,8%, или на 1,1 млрд кубометров выше показателей февраля 2017 года. В частности, экспорт газа в Германию вырос на 8,5% по сравнению с февралем 2017 года, в Австрию – на 115,8%, в Нидерланды – на 146,8%. При этом «Газпром» в течение восьми дней устанавливал новые исторические максимумы суточных поставок газа, и в последний день месяца, 28 февраля, компания поставила абсолютный рекорд, экспортировав в Европу 699,3 млн кубометров газа.

Подобная динамика позволила «Газпрому» увеличить свою долю на европейском газовом рынке по итогам 2017 года до 34,7%, что также является рекордом. По ряду оценок, к 2035 году этот показатель может вырасти до 41%. В абсолютных цифрах в 2017 году «Газпром» поставил в дальнее зарубежье 194,4 млрд кубометров, что на 8,4% больше объёмов 2016 года.

Ещё одним важным инфраструктурным проектом с участием России и Австрии является сооружение железной дороги от словацкого города Кошице до австрийской столицы Вены с широкой колеей российского стандарта. Как отметил в ходе переговоров с австрийским канцлером в Кремле Владимир Путин, «этот проект обсуждается уже давно, но сейчас, похоже, постепенно сдвигается с места».

Несмотря на антироссийские санкции, положения которых Вена соблюдает в том числе в силу господствующей в Евросоюзе политической инерции и навязываемого из Брюсселя единомыслия (в трактовке Себастьяна Курца это прозвучало следующим образом: «Мы стараемся активно способствовать укреплению Евросоюза, при этом мы придерживаемся европейской позиции»), товарооборот двусторонней торговли между Россией и Австрией демонстрирует устойчивый рост. По данным российской стороны, в 2017 году он составил 40,5%, а совокупный торговый показатель достиг 4,1 млрд долларов, из которых 1,9 млрд долларов приходятся на российский экспорт. Ещё одним характерным показателем двустороннего взаимодействия выступают взаимные инвестиции: российские инвестиции в экономику Австрии достигли 23 млрд долларов, австрийские в российскую экономику – 5 млрд долларов.

Владимир Путин, обращаясь к Себастьяну Курцу, подчеркнул «особый характер отношений, которые сложились между нашими странами на протяжении многих лет. И это отражается на важнейшей сфере – экономике». «У нас долгая традиция добрых двусторонних отношений между Австрией и Россией», – подтвердил Себастьян Курц.

Аналогичные тенденции – серьёзные потери от санкционной войны и заинтересованность национального бизнес-сообщества в её прекращении – прослеживаются в соседней с Австрией Германии. В настоящее время против антироссийских санкций выступают 94% (!) работающих в России германских бизнесменов. Подавляющее большинство немецких компаний, работающих в России, высказываются за снятие европейских санкций, которые серьёзно затрудняют ведение бизнеса, говорится в докладе, представленном Российско-германской торговой палатой 1 марта одновременно в Москве и Берлине. 

Доклад составлен по итогам 15-го по счёту совместного опроса по условиям делового климата; опрос проводился Восточным комитетом германской экономики и Российско-германской внешнеторговой палатой. В опросе участвовала 141 немецкая компания, обеспечивающая в России почти 76 тысяч рабочих мест при суммарном обороте более 11 млрд евро.

Основные выводы итогового доклада следующие: германский бизнес собирается увеличивать присутствие в России, более 75% опрошенных компаний рассчитывают на положительное развитие в 2018 году, а новые антироссийские санкции США, по мнению немецкого бизнес-сообщества, создают «неопределённость». По данным опроса, 94% немецких бизнесменов, работающих в России, поддерживают отмену санкций ЕС. Лишь 5% бизнесменов выступают за сохранение санкций и всего-навсего 1% – за их ужесточение. Из числа выступающих за снятие санкций 57% высказались за поэтапное снятие ограничений, а 37% считают необходимым их незамедлительную отмену.

Более трех четвертей опрошенных бизнесменов ответили, что антироссийские санкции так или иначе мешают их деятельности. Чаще всего немецкие предприниматели сталкиваются из-за них с ограничениями по финансированию (38%) и невозможностью полноценно работать в Крыму (36%).

Особо следует отметить, что данный опрос был проведен при активном участии Восточного комитета германской экономики, который традиционно активно лоббирует интересы немецкого среднего бизнеса в правительственных кругах Германии.

Что же касается новых антироссийских санкций, введенных в США, то они вызывают у германского бизнеса неуверенность и опасения. При этом 41% опрошенных затруднились ответить, как грядущие санкции, которые будут иметь экстерриториальный характер и затронут связанные с российскими лицами компании из третьих стран, отразятся на их деятельности. Только 33% опрошенных считают, что санкции США их бизнес не затронут.

Сложившаяся ситуация создаёт объективные предпосылки для углубления противоречий между Европейским союзом, с одной стороны, и Соединёнными Штатами –  с другой. Это касается как торгово-экономических разногласий между ними, так и санкционной политики Вашингтона в отношении России.

(Окончание следует)

Фото: kremlin.ru