Доля России в общем объёме поставок белорусских продуктов составила 89,4%

Лукашенко призвал «искать другие рынки» из-за жёсткости Россельхознадзора

Доля России в общем объёме поставок белорусских продуктов – 89,4%

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Новый виток «продовольственных войн» России и Белоруссии заставил Лукашенко понервничать. Белорусский президент, во-первых, заявил, что хочет встретиться с Владимиром Путиным после его инаугурации и обсудить проблемы с поставками в Россию продукции из Белоруссии. Предпринимателям под наплывом эмоций посоветовал искать «другие рынки». «Если Россия нас не понимает и понимать не хочет, ну что ж, встретимся с президентом после инаугурации, обсудим детально и капитально все вопросы. Надо определяться. Если они решили нас наклонять постоянно непонятно за что, тогда будем искать своё счастье в другом месте. Поэтому ищите другие рынки. Нельзя на одном рынке все время сидеть», – призвал Лукашенко.

Александр Лукашенко во время посещения белорусского аквакультурного хозяйства Admiral Husso, 30 марта 2018 года

Александр Лукашенко во время посещения белорусского аквакультурного хозяйства Admiral Husso, 30 марта 2018 года

В феврале Россельхознадзор ограничил поставки в Россию молочной продукции из Белоруссии. Речь шла о молоке и его производных. В конце марта российское ведомство отчиталось об инспекции шести белорусских предприятий – производителей продукции животного происхождения. Инспекторы обнаружили, что фирма «Мстиславльмолоко», которая якобы выпускает торговую марку молочной продукции «Бабушкина крынка», вообще не имеет производственного оборудования для производства сухой молочной продукции и масла сливочного. При этом указанная продукция была отгружена как произведённая предприятием и сопровождалась ветеринарными сопроводительными документами, оформленными ветеринарной службой Мстиславльского района. 

Кроме того, Россельхознадзором выявлен факт поставок этим предприятием на территорию России в 2017 году сухого молока неизвестного происхождения общим объёмом  2,5 тысячи тонн. «У службы есть основания полагать, что эта продукция была ввезена в Республику Беларусь из интервенционного фонда Евросоюза и затем незаконно перемещена на территорию России. Ветеринарная служба Республики Беларусь не смогла дать специалистам Россельхознадзора информацию о подлинном происхождении данной продукции», – сказано в отчёте Россельхознадзора. То есть «Бабушкина крынка» на самом деле ввозила в Россию сухое молоко, скорее всего, не белорусских, а европейских «бабушек», находящееся под санкциями.

У Россельхознадзора постоянные претензии и к качеству молочной продукции «Бабушкиной крынки»: в 2018 году в трёх партиях молочной продукции, поставленной в Россию, были обнаружены следы антибактериального препарата – офлоксацина. В прошедшем, 2017 году 34 партии молока этого же предприятия оказались недостаточно качественными. «Белорусская сторона не принимает действенных мер для решения сложившейся ситуации», – считают в Россельхознадзоре.

Однако постоянные инциденты с «Бабушкиной крынкой» в Беларуси не комментируют. По словам Лукашенко, в Россию завезли новозеландскую молочку, отсюда и проблемы с белорусской. «Кто-то откаты получил за это сухое молоко из Новой Зеландии. Во-первых, что привезли, чем народ кормят? Но это их проблема. Они этого не понимают и понимать не хотят. Потому что везде откаты», – сказал президент Беларуси.

В марте же Россельхознадзор ввёл усиленный лабораторный контроль в отношении продукции белорусских производителей «Глубокский молочно-консервный комбинат» и  «Оршанский молочный комбинат»: причиной стало выявление сульфаметазина в пастеризованном молоке. Этот антибиотик имеет ряд противопоказаний и не рекомендован детям до 12 лет, не говоря уже о том, что молоко белорусских предприятий поставляется не в аптеки, а в магазины.

Вместе с тем 30 марта служба сняла ограничения на поставки продукции ряда белорусских предприятий. В первую очередь речь это коснулось мясников-колбасников.

А двумя днями ранее Роскомнадзор затормозил поставки в Россию «белорусской» пекинской капусты, поскольку «на пяти упаковках вместе с белорусскими маркировочными этикетками выявлена маркировка, подтверждающая, что происхождение указанной продукции – Республика Польша». Пекинка урожая 2017 года оказалась санкционной, произведённой вовсе не в белорусском фермерском хозяйстве «Кушнеры», а на территории ЕС, но при этом главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений Республики Беларусь выдала на неё фитосанитарный сертификат как на местную продукцию. 

Пекинская капуста, ввезённая в Россию под видом белорусской, оказалась польской

Пекинская капуста, ввезённая в Россию под видом белорусской, оказалась польской

Белоруссия стала для Европы эдаким «мостом» в Россию: с одной стороны, европейцы дружно голосуют за продление антироссийских санкций, с другой – через Беларусь ломятся на российский рынок. Поляков, торгующих пекинской капустой якобы с белорусами, ничуть не пугает пресловутая «российская угроза», им важно проникнуть в Россию любым путём. И не только через Белоруссию, хотя это очень удобно для европейцев. 21 марта, например, транзитом через Казахстан в Россию из Киргизии приехали нидерландские санкционные груши.

Так что опрометчиво Лукашенко в сердцах призывает белорусский бизнес «искать своё счастье в другом месте»: те, кто ввозит в Россию санкционные продукты из ЕС под белорусскими марками с сопроводительными белорусскими документами, вряд ли его найдут. В «другом месте» польские, голландские и другие европейские производители продовольствия ищут счастье и сами, но без российского рынка этого счастья не хватает.

У белорусов появилась и иная идея, помимо поисков торгового счастья. Начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии Алексей Богданов заявил о необходимости создания единого продовольственного рынка с Россией. «Мы предлагаем вместе работать, создавать единый рынок, вместе обеспечивать продовольственную безопасность нашего общего рынка и потом уже думать о том, что мы будем завозить со стороны», – сказал он в эфире белорусского телеканала ОНТ. Одновременно он выступил и за диверсификацию экспорта белорусского продовольствия – те самые поиски счастья «в другом месте». «За прошлый год фактически 5% в общем объеме поставок в Российскую Федерацию мы сняли и переориентировали на другие рынки сбыта», – сообщил Богданов.

Стоит сказать, что доля России в общем объеме поставок составила 89,4%, то есть Беларусь практически полностью завязана на российский рынок продовольствия. Счастья без России для Белоруссии быть не может. 

Алексей Богданов признаётся: «Для нас по мясомолочной продукции как основному экспортному кейсу европейский рынок, конечно, интересен, но он хорошо защищён высокими таможенными пошлинами и иными мерами нетарифного регулирования. Да и сам этот рынок перенасыщен продовольственными товарами». Спрашивается, а что мешает Белоруссии в мечтах о поисках счастья плотнее заняться антибиотиками в молоке или «бабушкиными крынками», которые осуществляют махинации с сухим молоком, и продолжать снабжать Россию, где молочный дефицит, по данным правительства РФ, составляет 25% от всего объёма потребления?

Идею единого продовольственного рынка, высказанную Минском, нельзя рассматривать отдельно от единого таможенного пространства в рамках Союзного государства, где действовали бы одни правила ввоза импортной продукции. Но тогда Беларуси, сказав «а», придётся говорить и «б»: либо поддерживать санкции России в отношении производителей продовольствия из ЕС, либо же вводить жёсткий совместный с россиянами контроль за белорусским продуктовым импортом, чтобы польская пекинская капуста, прикинувшись белорусской, не следовала транзитом через РБ в РФ. А то ведь так и до белорусских креветок и омаров недалеко! Кстати, в свободной экономической зоне «Брест» белорусские креветки таки производятся: их маринуют, варят, замораживают и делают из них пресервы. 

Белорусские креветки существуют! Их производят в СЭЗ «Брест»

Белорусские креветки существуют! Их производят в СЭЗ «Брест»

«Мы работаем только с креветкой из южных морей, и санкции никак не затрагивают страны – поставщики этой креветки (Индию, Китай), а также других импортируемых морепродуктов (Чили, Перу, Вьетнам). Поэтому наше предприятие могло бы продавать креветки в Россию даже без переработки. Более того, российские предприятия работают с этими же поставщиками. Так что проблем в работе с российским рынком, куда мы поставляем морепродукты на протяжении десяти лет, а тем более отказов от сотрудничества, у нас не было», – уверяют на предприятии «Санта Бремор». Примерно две трети объема производства белорусских креветок поступает на российский рынок.

Соб. корр. ФСК