В связи с инициативами Вашингтона заканчивается эпоха свободной торговли и мир переходит к всеобщему протекционизму. В арсенале государств остаётся лишь один незадействованный инструмент – импортные пошлины.

О торговых инициативах администрации США

Свободная мировая торговля – это фикция

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое», но это было уже в веках, бывших прежде нас...

Книга Екклесиаста, 1, 9-10

Инициативы администрации Дональда Трампа в области международной торговли можно охарактеризовать как введение в одностороннем порядке протекционистских мер в отношении импорта. Президент США делает то, что он и обещал в ходе борьбы за президентское кресло. Введение импортных пошлин на ввозимые в США алюминий и сталь стала своеобразным триггером, спровоцировавшим ответные действия со стороны Китая, Европы, других стран. 

Однако торговые инициативы Вашингтона не ограничиваются импортными пошлинами. Трамп поставил под сомнение необходимость сохранения торгово-экономического союза НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле) с участием США, Канады и Мексики. И он же окончательно поставил крест на проектах многосторонних торгово-экономических соглашений – Транс-Атлантическом и Транс-Тихоокеанском партнёрствах. 

Ещё одно проявление активности Вашингтона в сфере международной торговли – разрушение Всемирной торговой организации (ВТО). Через американского торгового представителя в ВТО Трамп в марте сего года уведомил, что Вашингтон не собирается более поддерживать апелляционный суд этой организации (читай: планирует его ликвидировать). Торговый представитель США в ВТО заявил: «ВТО подрывает способность нашей страны действовать в национальных интересах… Одной из наших озабоченностей является то, что система разрешения споров в ВТО присвоила себе такие полномочия, которые никто из членов ВТО никогда не предполагал ей предоставлять». К тому же, по мнению американского торгового представителя, суд ВТО проявляет излишнюю мягкость в отношении Китая. 

И вот последняя новость: администрация Дональда Трампа собирается внести в Конгресс законопроект, который позволит Вашингтону игнорировать требования ВТО. В случае принятия законопроекта у американского президента появится право утверждать пошлины на импортные товары в одностороннем порядке, без одобрения Конгресса. Принятие такого закона будет означать фактический выход США из ВТО.

В связи с этим хотел бы обратить внимание на два тезиса, важных для понимания текущих событий в международной торговле. 

Тезис первый. Считают, что в связи с инициативами Вашингтона заканчивается эпоха свободной торговли и мир переходит ко всеобщему протекционизму. Однако свободной торговли не было и до этого, протекционизм в скрытых формах существовал и раньше. 

1. После того как странам-членам ВТО удалось достичь договорённостей об отказе от использования импортных пошлин для защиты своих национальных производителей, они в значительной мере компенсировали этот отказ более широким использованием нетарифных ограничений. Основными среди них являются технические, санитарные и экологические стандарты. 

2. После того как в 1976 году был отменен золотодолларовый стандарт (Ямайская международная конференция), страны-члены МВФ получили возможность влиять на свою внешнюю торговлю путём изменения валютного курса национальной денежной единицы. Для стимулирования экспорта и сдерживания импорта стал использоваться заниженный курс национальной валюты. Использование такого инструмента принято называть валютной войной.

3. Скрытое субсидирование экспорта. Правила ВТО запрещают прямое субсидирование экспорта из государственного бюджета, но ничего не говорят о кредитной поддержке экспортёров. В тех странах, где центральные банки имеют возможность проводить «мягкую» денежно-кредитную политику, экспортёры получают кредиты под символический (почти нулевой) процент. Особенно такая форма скрытого субсидирования характерна для США, Японии, Евросоюза. Центробанки этих стран устанавливали ключевые ставки на уровне, близком к 0%. Это сильнейшее конкурентное преимущество, особенно учитывая запредельные величины ключевых ставок центробанков стран за пределами зоны «золотого миллиарда». Например, ЦБ РФ в течение ряда лет держал ставку на уровне выше 10%. 

4. США ни на один день не отказывались от применения в отношении неугодных им стран экономических санкций. Речь идёт об односторонних санкциях Вашингтона. На самом деле они далеко не односторонние: Вашингтон заставляет участвовать в них своих союзников. Против нежелающих участвовать в таких санкциях Вашингтон применяет вторичные санкции. Все это является грубейшим нарушением устава ВТО и свидетельствует о том, что свободная мировая торговля – фикция. 

5. Ни о каком свободном мировом рынке не может быть речи уже потому, что большая часть мировой торговли находится под контролем транснациональных корпораций (ТНК). По оценкам ЮКТАД, эта доля составляет 60-65%. Часть международной торговли – поставки товаров и услуг внутри ТНК между филиалами и дочерними структурами. Эти поставки осуществляется по так называемым трансфертным ценам, которые призваны «оптимизировать» налоговую и финансовую политику международных корпораций. А что касается торговли ТНК с внешними контрагентами, то здесь действуют цены монопольно высокие (при продажах) и монопольно низкие (при закупках). Они не имеют ничего общего с рыночными ценами. Думаю, что оценки ЮНКТАД, касающиеся доли монополий в мировой торговле, занижены, так как они не учитывают деятельность международных картелей (все картели представляют собой секретные соглашения о разделе рынков и установлении единых монопольных цен). ВТО практически закрывает глаза на это обстоятельство. 

Тезис второй. Противоречия в рамках отдельных национальных экономик и всего мирового хозяйства так обострились, что имеющихся в распоряжении правительств инструментов скрытого протекционизма (нетарифные барьеры, занижение курса национальной валюты, скрытое субсидирование экспорта и т. д.) уже недостаточно. В арсенале государств остаётся лишь один незадействованный инструмент – импортные пошлины. Начинается жёсткая игра без правил. Такая игра грозит перерастанием торговой войны в горячую войну. В 30-х годах ХХ века это уже было.

Напомню кратко историю тех событий. 

1. Октябрь 1929 года – паника на фондовой бирже Нью-Йорка. Это стало началом экономического кризиса, который из американского перерос в мировой. Первой реакцией государств на кризис было введение мер протекционизма. Как и сегодня (при Трампе), именно Америка стала тогда инициатором всеобщей торговой войны. В июне 1930 года президент Гувер подписал тарифный закон Смута – Хоули. Собственно, к моменту биржевой паники октября 1929 года документ был уже готов, его лишь доработали в сторону ужесточения.

2. Введение закона Смута – Хоули не сразу спровоцировало большую торговую войну, оно лишь расшатало систему мировой торговли. Европа медлила с ответными мерами, экономический кризис дошёл до неё позднее. Мощная волна кризиса накрыла Европу лишь после того, как в июне 1931 года произошло банкротство крупнейшего банка Австрии Creditanstalt. Оно спровоцировало банковский и финансовый кризис в Германии, паника распространилась на другие европейские страны, затем – на весь мир. Власти Германии ввели жёсткий контроль над валютными операциями как в сфере движения капитала, так и в торговле. Примеру Германии последовали другие страны. В сентябре-октябре 1931 года валютный контроль установили Венгрия, Чили, Уругвай, Колумбия, Греция, Чехословакия, Исландия, Боливия, Югославия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Норвегия, Дания. Валютный контроль ограничивал использование иностранной валюты не только для сдерживания оттока капитала, но и для ограничения импорта товаров. 

3. К началу экономического кризиса в ряде стран был восстановлен золотой стандарт (в виде золотослиткового или золотодевизного стандарта). В условиях кризиса страны, обеспечивавшие размен жёлтого металла на бумажные денежные знаки, рисковали потерять свои золотые резервы. К тому же золотая валюта не позволяла использовать такой инструмент защиты, как заниженный курс национальной денежной единицы. С учётом этого Великобритания в сентябре 1931 года отказалась от золотого стандарта, позволив фунту девальвироваться. Другие страны, чьи валюты были привязаны к фунту, в том числе Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция и Индия, также допустили девальвацию своих валют по отношению к золоту. За ними в декабре 1931 года последовала Япония. США покончили с привязкой доллара к золоту в апреле 1933 года и провели девальвацию своей валюты. Оставшиеся страны «золотого блока» (Франция, Нидерланды, Бельгия и Швейцария) ещё какое-то время держались за золото, пытаясь компенсировать издержки, связанные с сохранением золотого стандарта, введением традиционных ограничений импорта. В ответ на девальвации фунта Франция в конце 1931 года ввела дополнительную пошлину в размере 15% на английские товары, затем начала вводить количественные ограничения (квоты) на импорт. В начале 1932 года Нидерланды, традиционно придерживавшиеся принципов фритредерства, повысили пошлины на 25%. В итоге странам «золотого блока» пришлось пережить гораздо более серьёзный экономический спад, чем тот, что постиг Великобританию, которая выскочила из золотого стандарта ещё в 1931 году. К 1936 году страны «золотого блока» вынуждены были отказаться от золотого стандарта. 

Резюмируя, отмечу, что преддверием Второй мировой войны был хаотический переход государств к использованию всех возможных средств протекционизма – импортных тарифов, импортных квот, валютных ограничений. С 1936 года, когда окончательно рухнул золотой стандарт, повсеместно стали применять манипуляцию валютным курсом (его занижение). Мир распался на валютные зоны – блоки стран, слабо связанных в части торговли и движения капитала. К 1938 году объём мировой торговли упал до 88% по отношению к уровню 1929 года. Все возможности спасти национальные экономики с помощью протекционизма были к концу 1930-х годов исчерпаны. Главным инструментом экономической политики лидеров Запада стала большая война.

Фото: Financial Partners