Кадр из фильма «Волынь»

Волынская удавка для Киева

«Память жертв Волыни не может быть стёрта, вина преступников не может быть приуменьшена»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

11 июля вся Польша отмечала День памяти жертв геноцида, совершенного украинскими националистами против граждан Польши. Если короче, это День памяти жертв Волынской резни. Хотя только Волынью список преступлений против поляков, совершённых украинскими пособниками Гитлера, не исчерпывается.

Возложение венков от имени президента Польши в память о жертвах геноцида.

Возложение венков от имени президента Польши в память о жертвах геноцида. Фото: prezydent.pl

В 2018 году исполнилось 75 лет с момента трагедии, и памятные мероприятия в Польше приобрели особый размах. К мрачному юбилею стали готовиться заранее. В конце июня в Сталёвой-Воле (Подкарпатское воеводство) городской совет единогласно проголосовал за то, чтобы назвать один из местных скверов Сквером памяти жертв ОУН-УПА [организация запрещена в России].

С приближением Дня памяти количество мемориальных мероприятий стало стремительно возрастать. В Варшаве 7 июля у Могилы Неизвестного Солдата провели перекличку памяти и торжественную смену почётного караула. Состоялись научные конференции, выставки, лекции, открытие мемориальных досок, возложение цветов к памятникам, акция «Зажги свечу памяти». Прошла премьера пьесы «Волынская баллада» – это первая в истории польского театра постановка о Волынской резне. Вспоминали о Волыни и поляки, живущие во Львове.

Польские участники переклички памяти в футболках с надписью: «Бандеровец мне не брат».

Польские участники переклички памяти в футболках с надписью: «Бандеровец мне не брат». Фото: radiopolsha.pl

Если говорить о географии скорбного юбилея, то она охватила всю страну:  Варшава, Люблин, Познань, Белосток, Жешув, Вроцлав, Щецин, другие города... Эхо 75-летия докатилось и до Брюсселя: в Европарламенте открыли выставку «Неоконченная волынская месса» – о католических священниках, убитых бандеровцами. 

В воскресенье, 8 июля, в прайм-тайм по каналу TVP1 (Первая программа польского телевидения) вся Польша смотрела фильм Войцеха Смаржовского «Волынь», вышедший на большой экран осенью 2016 года и повергший польское общество в настоящий шок.

Кадр из фильма «Волынь»

Кадр из фильма «Волынь»

В Польше много писали об обмороках во время киносеансов, о зрителях, убегавших из залов кинотеатров, о том, как люди более крепкие, выйдя на улицу, нервно курили сигарету за сигаретой. Поляки в те дни испытали такое же потрясение, как советские зрители, увидевшие к 40-летию победы в Великой Отечественной войне фильм Элема Климова «Иди и смотри».

Когда стало известно, что Смаржовский хочет  привезти «Волынь» в Киев, выяснилось, что показ этого фильма в столице Украины состояться не сможет.

А в Польше в стороне от трагической годовщины Волынской резни не остались ни Интернет, ни газеты, ни журналы. Вот начало одной из публикаций в польском Newsweek: «Их было 1145: польских деревень и хуторов на Волыни. После «антипольской акции» Украинской повстанческой армии уцелело только 90, 1055 были полностью уничтожены. Число поляков, убитых украинскими националистами, можно оценить только приблизительно, и их насчитывается от 50 до 60 000 человек. Другие данные более точны: более 99 процентов уничтоженных поселений. Польская жизнь на Волыни больше не могла возродиться».

«Поляки помнят о геноциде на Волыни» – первая полоса Gazeta Polska Codziennie

«Поляки помнят о геноциде на Волыни» – первая полоса Gazeta Polska Codziennie

8 июля президент Анджей Дуда посетил поселок Олыка в Волынской области и назвал трагедию 1943 года «этнической чисткой»: «В одном я уверен, – заявил он, – наши (Польши и Украины. – С.П.) отношения должны основываться на правде. Вы просто должны это признать… Это самое главное!»

А вот высказывание польского премьера Матеуша Моравецкого: «Есть преступления, говоря о которых не хватает слов, даже спустя 75 лет. Память жертв Волыни не может быть стёрта, вина преступников не может быть приуменьшена. Длительное примирение народов Польши и Украины может быть основано только на признании полной правды об этих страшных временах».

О том же говорил и маршал сената Станислав Карчевский, а один из сенаторов, профессор Ян Жарынь, выразился предельно жёстко: «Нет никаких шансов на хорошие отношения с соседом, который, с одной стороны, не намерен признать масштабы и характер преступлений ОУН-УПА, а с другой  –  саботирует память о жертвах».

Сенатор Жарынь откровенно сформулировал то, что Дуда, Моравецкий и Карчевский маскировали словами об «исторической правде»: Украина должна признать преступления бандеровцев, согласиться с тем, что это был геноцид и осудить ОУН-УПА. 

Тем временем 8 июля президент Украины Порошенко приехал в Люблинское воеводство Польши, чтобы почтить память жителей села Сахрынь, погибших от рук боевиков польской Армии Крайовой и «батальонов хлопских». Участвовавший в церемонии председатель Украинского общества в Люблине Григорий Куприянович высказался в том духе, что это было преступление против человечности, совершенное представителями польской нации, и сравнил трагедию Сахрыни с Волынской резнёй.  Ответ последовал немедленно. Не прошло и дня, как люблинский воевода Пшемыслав Чарнек сообщил, что он обратился в прокуратуру, ибо имело место оскорбление польской нации и отрицание преступлений украинских националистов. По польским законам за это полагается тюрьма до трёх лет.

Чарнек назвал мероприятие в Сахрыни провокацией и поблагодарил за работу местную полицию, поскольку «прибытие… украинских националистов никогда не является безопасным событием». Слово «провокация» воевода употребил в отношении мероприятия с участием Порошенко. А приглашали Порошенко в Сахрынь не поляки, пригласила его местная украинская община, и Пшемыслав Чарнек показал, как он к этому относится.

В вопросе об оценках Волынской резни польские политики, как и польские юристы, занимают бескомпромиссную позицию. В составе Польского института национальной памяти (ПИНП) действует Главная комиссия по расследованию преступлений против польского народа. Её директор является заместителем генерального прокурора Польши. Непосредственно расследованием Волынской резни занимается следственный отдел в Люблине. К началу 2018 года объём собранного следователями уголовного дела составил 128 томов,  доказательства получены от более чем 2,5 тысячи свидетелей.

8 июля было опубликовано заявление прокуратуры ПИНП о том, что следствие по Волынской резне продолжается и существует вероятность привлечения виновных к ответственности. Как подчеркнули прокуроры, согласно принципам Нюрнбергского права, преступники не могут быть освобождены от наказания.  

Часть материалов данного уголовного дела получены польскими следователями от российских коллег.

К заявлению польских следственных органов стоит отнестись серьёзно. В 2015 году, по официальным данным, на Украине проживали почти 7000 бывших боевиков УПА. В 2016 году только во Львовской области их насчитывалось полторы тысячи. Есть кого привлечь к судебной ответственности. Прокуроры Польского института национальной памяти в своих действиях последовательны: в январе 2018 года Интерполу был передан список 1600 эсэсовцев, которые служили в концлагерях; польская сторона просит установить, кто из них ещё жив. За этим, возможно, последует публикация списка с фамилиями выживших боевиков УПА.

Волынская резня стала инструментом эффективного давления Польши на Украину. Противостоять этому давлению нынешний киевский режим не в состоянии: объявив бандеровцев «героями Украины», он не может осудить их преступления. А Варшава на уступки в оценке Волынской резни 1943 года не пойдёт: она будет всё туже затягивать волынскую удавку на горле киевских правителей.