Папа Римский Франциск в Литве

Папа римский Франциск «отчитал» руководство Литвы

Папа Франциск литовцам: «Часть вашей трагической истории пришла с Запада»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В первом турне по странам Балтии папы римского Франциска центральной точкой всей его поездки, без сомнения, была католическая Литва. Официальный Вильнюс связывал немалые надежды с визитом понтифика, что было видно и по масштабам подготовки. Оказывая главе Ватикана повышенное внимание, в Вильнюсе рассчитывали услышать от него слова одобрения проводимого литовским руководством курса, в том числе в области известных исторических претензий. 

Папа Франциск приземляется в Вильнюсе

Папа Франциск приземляется в Вильнюсе

Папа Франциск и президент Литвы Д. Грибаускайте

Папа Франциск и президент Литвы Д. Грибаускайте

Кроме того, в период подготовки к предстоящим в стране в 2019 г. президентским выборам литовским политикам, в первую очередь президенту Дале Грибаускайте, желательна была хотя бы косвенная поддержка Римско-католической церкви. То, что сами они католики «недавние», а до этого удобно жили атеистами, для них неважно. По-хорошему многие из них нуждаются в отчитке (отчитка – церковный чин с заклинательными молитвами с целью изгнания из одержимого нечистой силы). Один из реальных претендентов на пост президента, лидер партии «Союз крестьян и зелёных Литвы» Рамунас Карбаускис лукавить, например, не стал, объявил себя «язычником» и визит понтифика проигнорировал.

Рамунас Карбаускис

Рамунас Карбаускис

Следует сразу сказать, папа Франциск вряд ли оправдал надежды литовских руководителей. Склонный к внутреннему созерцанию, он мало внимания обращал на их попытки максимальной политизации визита и откровенное «ухаживание» за собой. В отличие от когда-то проехавшего по Балтии папы Иоанна-Павла II (Кароля Войтылы), пробуждавшего у её жителей мессианский огонь противостояния «силам зла» в лице бывшего СССР, папа Франциск призывал к примирению и не освобождал от ответственности за прошлые грехи. По поводу неистового Войтылы он даже пошутил: «Его многие считали святым, в то время как сам себя он считал дьяволом». 

Разумеется, папа упомянул о страданиях литовцев во время депортации «в Сибирь» и посетил по приглашению хозяев «музей оккупации» в бывшем здании КГБ в Вильнюсе. Однако заявления Грибаускайте о том, что Литва, которая живёт «вблизи агрессии и лжи», хорошо понимает и сочувствует тем, кто ведёт борьбу за свободу и независимость, а поэтому считает «своим долгом помогать украинскому, грузинскому народам и напоминать об этом миру», были обращены явно не по адресу. В ответ папа Франциск уже в первом своём выступлении призвал литовских руководителей жить в мире с соседями и гордиться национальными традициями доброжелательного принятия на своей земле людей разных национальностей и религий. С какими соседями они враждуют, хорошо известно – с Россией; и к каким этническим меньшинствам проявляют нетерпимость, тоже все знают.

Папа Франциск и литовская армия

Папа Франциск и литовская армия

В выступлениях и проповедях понтифика преобладали не темы «исключительных страданий» Литвы в советский период и её особой роли в распространении католицизма на Балтике, а такие неудобные для литовских властей сюжеты, как Холокост и пособничество местных коллаборационистов  в его осуществлении.

Папа Франциск на мессе в Каунасе

Папа Франциск на мессе в Каунасе

На массовой мессе под открытым небом в Каунасе в присутствии более 100 тысяч человек папа Франциск, отдавая дань памяти жертвам Холокоста на местной земле, недвусмысленно напомнил, что погибли они не только от рук немецких нацистов, но и их литовских пособников. Это прозвучало особенно сильно, поскольку 23 сентября исполнилось 75 лет со дня ужасающей ликвидации фашистами Вильнюсского гетто. Всего в Литве в годы немецкой оккупации было уничтожено около 195 тыс. человек –  почти всё еврейское население.  Довоенная Литва была домом для процветающей еврейской общины, насчитывавшей более 200 тыс. человек, а её столица Вильнюс являлась центром изучения иудаизма, этот город называли «Северный Иерусалим». «В эти дни мои мысли с еврейской общиной», –  сказал понтифик, призывая к «диалогу и общей приверженности делу справедливости и мира». 

Ресурс World Religion News полагает, что глава Святого престола достаточно решительно предостерёг литовцев от возрождения антисемитских чувств, которые подпитывали Холокост. По мнению экспертов издания, опасения папы не напрасны и подогреваются распространением сегодня в Литве ксенофобии и праворадикальных настроений. Кроме того, еврейские активисты считают, что нельзя ставить на одну доску тотальное истребление нации в Холокост с частичными депортациями населения Литвы за её пределы с последующим его возвращением. Более того, указывается, например, что в «музее оккупации», куда был приглашён папа Франциск, в отличие от недавнего времени уже ничего не говорится о нацистском периоде, а всё посвящено лишь советским временам. 

Папа Франциск на обратном пути в Рим

Папа Франциск на обратном пути в Рим

На обратном пути в Рим в самолёте литовская журналистка С. Жиугждайте (Saulena Žiugždaitė) посетовала на то, что папа Франциск в Вильнюсе призывал Литву быть мостом между Востоком и Западом. По её мнению, с учётом исторических трагедий сделать это нелегко. Многие считают, что Литве лучше просто быть частью Запада. Вопрос журналистки вытекал из неоднократно звучавших заявлений литовской стороны во время приёма главы Ватикана; в этом вопросе отразилось едва скрытое разочарование позицией понтифика. Обращаясь к журналистке, Франциск, как цитирует его Catholic News Agency, заметил: «А разве часть вашей трагической истории не пришла с Запада? От немцев, от поляков, но особенно от нацизма, не так ли? Это было то, что пришло с Запада». Создание мостов требует силы, она должна быть составной частью национального характера. То есть, избегая прямых нравоучений, папа Франциск дал понять, что отказ от сотрудничества с Востоком – проявление слабости, а не силы. И это главное резюме его балтийской миссии. 

Откуда же возник диссонанс между ожиданиями руководителей католической Литвы и посетившего её главы Ватикана? Видимо, мировоззрение многих оказавшихся у власти литовских политиков застряло где-то в конце 1980-х – начале 1990-х годов, во временах ниспровержения, непримиримости и протеста. А ведь пришла пора созидать.  Даже консервативный Святой престол это понимает, а литовские политики – всё ещё нет.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться