Гродно

Беларусь – о чём свидетельствует история в камне

О «виленском барокко»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В Беларуси уния нередко преподносится как «синтез», «гармония» между культурами христианского Востока и христианского Запада, как «модернизация» и «европеизация» духовной сферы жизни белорусского народа (это можно встретить, например, в публикациях историка из Гродно С.В. Морозовой). Униатство в этом случае изображается «национальной религией» белорусов. Представление о том, что в результате контактов между двумя культурами появляется третья, новая, по-своему уникальная, конечно, льстит национальному самолюбию, но «синтез» может оборачиваться и поглощением одной культуры другой, ассимиляцией. Зримым свидетельством того, что несла с собой церковная уния, является архитектура. 

В Беларуси об архитектурном стиле «виленского барокко» знает едва ли не каждый школьник. Встречаются ещё названия «белорусское барокко», «униатское барокко», однако корректными их считать нельзя. Конечно, такой популярный в западной Европе стиль, как барокко (итал. «причудливый», «склонный к излишествам»), имел свои локальные особенности, в стиле «виленского барокко» стоят храмы в Литве, в Польше, входивших в состав Речи Посполитой, и общее им явление архитектуры «белорусским» называть нельзя. Что же касается «униатского» характера церквей «виленского барокко», то и об этом можно говорить лишь с большой натяжкой, так как большая их часть – католические костёлы не униатского, а латинского обряда.

Каменное строительство было делом дорогостоящим позволить его себе могли лишь люди состоятельные –  князья, магнаты, епископы. В XVI веке в Великом княжестве Литовском развивалась замковая архитектура в готическом стиле, в которой уже сказывалась и последняя европейская мода (ренессанс). К этому времени относится появление здесь оригинальных храмов оборонного (замкового) типа с высоко расположенными окнами, бойницами, угловыми башнями (д. Сынковичи, д. Маломожейково, Супрасль). Ранним образцом такой архитектуры стал Софийский собор в Полоцке, перестроенный в замковом стиле в 1494-1505 гг. В таком же стиле была в 1514 г. построена Троицкая церковь тогда еще православного монастыря в Вильно (в настоящее время базилианский монастырь). Храмы оборонного типа показывают интерес западнорусской знати к европейским архитектурным стилям, достаточно оригинальный опыт их воплощения. Это не было прямое заимствование, но творческое переосмысление, однако церковное строительство в униатский период пошло не по этому пути.

С началом унии повелась борьба за существовавшие на тот момент православные храмы, поэтому собственно униатское строительство велось лишь в периоды относительной стабильности в XVII веке (например, Успенский собор Жировичского монастыря), а более всего в XVIII веке, особенно во второй его половине («виленское барокко»). На белорусские земли стиль барокко принесли иезуиты. Первым барочным храмом здесь стал костёл Божьего Тела в Несвиже, построенный в 1584-1593 гг. на средства князя Николая Радзивилла Сиротки. 

Костёл Божьего Тела в Несвиже

Костёл Божьего Тела в Несвиже

Прототипом храма была римская церковь Иль Джезу, в которой похоронили основателя иезуитского ордена Игнатия Лойолу. Площади белорусских городов застраиваются теперь высокими костёлами, среди которых теряются униатские храмы и совсем редкие православные церкви. В Минске, например, в конце XVIII веке было 6 тыс. жителей, и при этом на одну православную церковь приходились 9 католических монастырей, католический собор, 2 униатских монастыря и 3 униатских церкви. Униатские церкви внешне совершенно сливались с этим католическим фоном.

Здание храма в виде вытянутого прямоугольника в плане (базилика) стала доминирующим типом в унии. В этом было явное отступление от традиционного вида византийского крестовокупольного храма. Единство с католичеством выражалось в сходстве униатской церкви с барочным костёлом во внешних деталях: две устремленные вверх башни по сторонам главного входа, возвышающийся фронтон, зачастую отсутствие купола (символ неба) над центральным пространством храма. Характерной чертой нового стиля архитектуры было внимание к наружным элементам декора и «простоватость» внутреннего убранства. С течением времени в униатских храмах исчезает иконостас – самая заметная составляющая храмового пространства.

Такое уподобление униатских храмов католическим костёлам «синтезом» не назовёшь. В то же время самый известный архитектор виленской школы Иоганн (Ян) Кристоф Глаубиц (1710-1767), следуя архитектурной моде, строил и реставрировал храмы для лютеран, иудеев, католиков-латинян, униатов. По его проекту устраивался иконостас православного Свято-Духова собора в Вильно; в Полоцке памятником работы Глаубица остаётся Софийский собор (перестройка 1749-1765). 

Софийский собор в Полоцке

Софийский собор в Полоцке

На последнем примере хорошо можно видеть, что это был за «синтез»: на фундаменте православного собора был поставлен совершенно другой храм с архитектурой, свойственной католическим костёлам. В его формах не обнаружишь даже отдалённой преемственности от предшественника. Переделке в костёльный вид подверглись многие бывшие православные церкви. Например, храм святых Бориса и Глеба в Новогрудке: пристроенные по бокам главного фасада массивные башни совершенно исказили его первоначальный облик.

На Украине аналогичное увлечение барочной архитектурой привело к совмещению традиционных форм крестовокупольного византийского храма с барочными куполами, фронтонами и декором (Софийский собор в Киеве, Троицкий собор в Чернигове), однако то не были униатские церкви.

Троицкий собор в Чернигове

Троицкий собор в Чернигове

Униатская архитектура в виде «виленского барокко» явилась влиянием католическим, выросла на католической почве и развивалась преимущественно в белорусско-литовском католическом храмостроительстве. То, что этот стиль нашёл выражение в униатском зодчестве, свидетельствует лишь о желании строителей подчеркнуть единство с католиками и угодить духу времени слепым подражанием. Оригинальной униатской архитектурой «виленское барокко» признать нельзя. Не было это и синтезом: это было свидетельством разрыва с местной традиции и фактом культурной ассимиляции.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться