Террористы в Сирии поднимают голову

Про гидру терроризма в Ираке и Сирии

«Исламское государство»* воссоздаёт мощные боевые силы

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Если опираться исключительно на факты, то нельзя не признать, что все громкие заявления политиков о тотальном разгроме «Исламского государства» (ИГ) в Ираке и Сирии по крайней мере преждевременны. Конечно, нельзя отрицать очевидных успехов – большинство районов, ранее подконтрольных боевикам в этих странах, освобождены, там постепенно налаживается мирная жизнь. Удалось избежать появления увешанных оружием бородачей под чёрными флагами на улицах Дамаска и Багдада, террористы выбиты из всех крупных городов, которые они ранее занимали и даже провозглашали там халифат. Однако ИГ никуда не делось. У группировки остались сторонники, приверженцы, последователи и подражатели по всему миру. Особенно в Сирии и Ираке. 

Президент РФ В. Путин, выступая 18 октября на сессии Международного дискуссионного клуба «Валдай» в Сочи, признал, что в Сирии группировка «Исламское государство» активизируется на левом берегу Евфрата, на территориях, подконтрольных силам, которые поддерживаются американцами. 

Противник перегруппировался и вновь разворачивает боевые операции. В марте-апреле 2018 года руководство ИГ потребовало активировать спящие ячейки, 20 июля было объявлено о создании двух новых вилаятов (провинций) для Ирака и Сирии, 22 августа «эмир» Абу Бакр аль-Багдади в аудиообращении призвал своих последователей «объединиться, организоваться и продолжать атаковать». В начале августа в ИГ запустили еженедельный отчет о своей военной деятельности с подробной информацией и статистикой нападений в разных странах мира – Афганистане, Пакистане, Филиппинах, Нигерии, Сомали, Египте и других, однако центральное место заняли Ирак и Сирия.

Информационная составляющая занимает одно из важнейших мест в деятельности ИГ. Организация не испытывает проблем и с финансами, и с вербовкой новых членов, и с получением вооружений, включая БПЛА. ИГ смогло инвестировать около 400 млн долларов, захваченных в иракском Мосуле в 2014 году, в предприятия по всему Ближнему Востоку и за его пределами. Нельзя забывать и о масштабной контрабанде нефти, поборах с «подданных халифата», а также других видах преступной деятельности, приносящей значительный доход. Наконец, очень весомую помощь оказывают террористам некоторые иностранные государства. Так, в 2014-2017 годах только Болгария поставила сирийским боевикам оружия и боеприпасов на сумму 2,243 млрд долларов. Поставки шли через Саудовскую Аравию и подставные фирмы, подконтрольные ЦРУ. Согласно западным источникам, 33% оружия и 20% боеприпасов, имеющихся в Сирии в руках антиправительственных сил, имеют маркировку «Сделано в Румынии», «Сделано в Болгарии» «Сделано в Венгрии». И уже не удивляет, что на позициях, оставленных боевиками ИГ на Голанских высотах, была найдена тара от боеприпасов, сухпайков и медпрепаратов, изготовленных в Израиле. 

По данным, обнародованным МО США в августе, в Ираке насчитывается до 17 тыс. боевиков, в Сирии их число оценивается в 14 тысяч. ИГ успешно воссоздаёт в этих странах мощные боевые силы. Пентагон заявил, что в настоящее время ИГ в Ираке «более боеспособно, чем его предшественник – «аль-Каида в Ираке» на пике своей активности в 2006-2007 годах».

Карта районов активности ИГ в Ираке и Сирии на 1 октября 2018 г. Подготовлена Институтом изучения войны (ISW, Вашингтон, США) 

Особенно настораживает ситуация, складывающаяся в Ираке, где ИГ не только сохраняет под своим контролем обширные районы в провинциях Анбар, Салах эд-Дин, Нейнава и Дияла, но распространяет своё влияние на другие районы – прежде всего в спорной провинции Киркук и даже в курдской Сулеймании. 

Багдад был вынужден реагировать на возникшую угрозу и предпринять ответные меры – в июле 2018 года была проведена операция «Месть павших» по зачистке районов от юга провинции Киркук до горных цепей Хамрин (к востоку от реки Тигр) и Джебель Макхул (к западу от Тигра) вплоть до границы с Ираном, с охватом ряда территорий в провинции Дияла. Были усилены патрули и блокпосты вдоль основных магистралей между Багдадом и Рамади (провинция Анбар), а также Тикритом и Мосулом. Однако, как заявил член административного совета г. Хувейджа Ахмед Хуршид, в район вернулось много боевиков, и нападений ИГ всё равно стало больше. 

20 октября иракское командование направило в западные районы Киркука дополнительные армейские силы, но, по словам главы «Туркменской демократической партии» Назима Хакия, даже усиленные подразделения способны лишь защитить себя, и то не всегда. Что касается ИГ, то террористы свободно перемещаются где угодно ночью и расширяют зоны, в которых открыто действуют даже днём.

Красным цветом обозначены теракты с гибелью гражданского населения. Синим – подрывы СВУ и фугасов. Тёмно-синим – боестолкновения. 

Что касается Багдада, то в столице ячейки ИГ, по всей видимости, воссоздают свой потенциал и готовятся к систематическому использованию заминированных автомобилей. Согласно отчёту ИГ, обнародованному на одном из интернет-ресурсов этой террористической организации, в 2017 году в Сирии и Ираке совершено 771 нападение смертников (то есть примерно по две атаки ежедневно) с использованием заминированных транспортных средств или поясов смертников. И это не считая обстрелов, захватов заложников и т. д. 

Особо необходимо подчеркнуть появление зоны скоординированных операций на стыке границ Ирака и Сирии – на востоке сирийской провинции Дейр эз-Зор и западе иракской Анбар. На сирийской стороне там сконцентрировались боевики, вышедшие туда в мае-июле 2018 года из пригородов Дамаска, Голанских высот, курдских районов Ракка, Хасаке и Камышли, а также из «лагеря беженцев» в ат-Танфе, подконтрольного Соединённым Штатам. 26 октября боевики ИГ провели серию атак в районах Гаранидж, Шаафа и Суса близ месторождения Танак (провинция Дейр эз-Зор), при этом потери Сирийских демократических сил (проамериканской группировки сирийских курдов) составили 15 человек убитыми и несколько десятков ранеными. Бои в том районе продолжаются.  Двумя днями ранее в соседней иракской провинции Анбар активность боевиков вынудила иракское командование начать очередную контртеррористическую операцию с участием 7-й пехотной и 8-й механизированной дивизий, а также армейской авиации и частей спецназа. Такой масштаб сил и средств, привлекаемых для борьбы с гидрой терроризма, говорит сам за себя. Комментарии тут излишни.

* Террористическая организация, запрещённая в России.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться