Террористы просачиваются с Ближнего Востока в Центральную Азию

Обратный транзит – с Ближнего Востока в Центральную Азию

Об обстановке в Таджикистане

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

3 ноября Государственный комитет национальной безопасности (ГКНБ) Таджикистана опроверг информацию о подготовке теракта около российской военной базы. Об этом ранее сообщали некоторые СМИ; речь шла о том, что  в Таджикистане задержали подозреваемых в причастности к деятельности запрещённой в России группировки «Исламское государство» (ИГ), признавшихся в подготовке теракта на российском военном объекте. Источник в силовых структурах сообщил агентству ТАСС, что охрана российских военных объектов в Таджикистане усилена. «Интерфакс», ссылаясь на таджикскую службу «Радио "Свобода"» (Радио Озоди) также передал, что задержаны боевики ИГ, планировавшие теракт против 201-й российской военной базы. По этим данным, группа террористов состояла из 12 человек; один из главарей банды через Турцию перебрался в Сирию, где воевал против правительственных войск. Вернувшись из Сирии в Таджикистан, он планировал, согласно этим сообщениям, взрыв КПП российской военной базы.

Вербовочные центры и перевалочные базы  террористов в Турции действительно существуют.  В июле 2015 года  турецкие спецслужбы ликвидировали, например, банду выходца из Азербайджана Абдуллы Абдуллаева, создавшего в Турции пункт перевалки для съезжавшихся из Европы и Центральной Азии боевиков, которых переправляли в Ирак и Сирию. Азербайджанец снимал десятки квартир для тех, кого вербовал, и поставил вербовку на твёрдую коммерческую основу. В ходе полицейской спецоперации были задержаны 36 человек.

Весной 2017 года в турецком городе Конья задержали более двух десятков боевиков ИГ и Рабочей партии Курдистана (РПК). 10 февраля 2018 года в Турции были обезврежены две крупные террористические ячейки ИГ: ячейка в Анкаре, состоявшая  из 17 человек, и в Стамбуле – из 30 человек. Все они прибыли в Турцию из-за границы. В августе 2018 года правоохранительные органы Турции задержали в Стамбуле 38 иностранцев, которым были предъявлены обвинения в связях с ИГ и подготовке терактов. То есть список достаточно велик.

Если до нанесения по ИГ в Сирии решающих ударов транзит боевиков шёл в основном из Центральной Азии на Ближний Восток, то теперь предпринимаются попытки наладить транзит в обратном направлении – с Ближнего Востока в Афганистан и  Центральную Азию.  И если тайные тропы для переброски боевиков из Афганистана через перевалы Горного Бадахшана сейчас  перекрыты таджикскими военными, то возможность просачивания террористов через сирийско-турецкую границу и далее в республики Центральной Азии сохраняется до сих пор.

9 ноября Общая служба разведки и безопасности Нидерландов опубликовала на своем сайте доклад The legacy of Syria: global jihadism remains a threat to Europe («Наследие Сирии: глобальный джихадизм остаётся угрозой Европе»). В докладе утверждается, что боевики ИГ и «Аль-Каиды» (запрещена в РФ) используют  территорию Турции в качестве стратегической операционной базы, где они могут отдохнуть после боёв, восстановить силы и завербовать новых бойцов для продолжения террористической войны. 

По мнению составителей доклада, несовпадение интересов Анкары с «европейскими приоритетами» в области борьбы с терроризмом сделало Турцию «транзитным центром для беспрецедентного количества иностранных боевиков». Хотя турецкие власти и ведут борьбу против ИГ и «Аль-Каиды», важнейшим для них, по мнению голландских спецслужб, остаётся противодействие Рабочей партии Курдистана, а это оставляет джихадистам  «достаточное пространство для  деятельности и свободу передвижения».

При наличии «свободы передвижения» существует и возможность просачивания боевиков к границам стран Центральной Азии. В большинстве случаев они перехватываются и уничтожаются местными спецслужбами, но «сарафанное радио» исламистов будоражит внутреннюю пятую колонну и провоцирует сторонников революционного джихада на  вспышки насилия. Так, в ночь на 8 ноября, как сообщило Таджикское телеграфное агентство (ТаджикТА), был поднят бунт заключённых в колонии строгого режима №3 в городе Худжанде Согдийской области. При подавлении бунта погибли 25 человек, в том числе два охранника. По данным РИА "Новости", бунт начался с того, что один из заключённых, воевавших в рядах ИГ,  напал на охранника и разоружил его, завладев автоматом. К нему присоединились другие заключённые, которым удалось захватить один из корпусов колонии. Спецназ областного управления внутренних дел подавил бунт, и правоохранительные органы Согдийской области Таджикистана переведены на усиленный режим несения службы; особенно тщательно контролируются все выезды и въезды в Худжанд.

Сведения об инициаторах и зачинщиках бунта в Согдийской области расходятся. Как заявил член Общественного юридического совета области Анвар Тураев, к организации беспорядков в колонии причастны члены так называемого Национального альянса Таджикистана (ныне – Партия исламского возрождения), стремившиеся сорвать торжественный пуск Рогунской ГЭС, который состоялся 16 ноября.

В настоящее время таджикские силовики контролируют ситуацию в республике, но существование центров подготовки боевиков на Ближнем Востоке и путей их транзита в Центральную Азию существенно осложняет своевременную ликвидацию спящих ячеек экстремистов и террористов.

Фото: Anna News