«Объединительный собор» 15 декабря 2018 года в Софийском соборе Киева

Две украинские раскольнические организации объединились в новую структуру

Новая рана на теле Церкви Христовой

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

15 декабря в Киеве прошёл так называемый «Объединительный собор», на котором было объявлено о создании «Православной церкви Украины» (ПЦУ). Сторонники новой структуры окрестили её «автокефальной», «поместной», «независимой от Москвы». И даже церковью назвали. Об этом они исступлённо твердят в своих комментариях чуть ли не через каждое предложение.

Однако создание очередной «украинской церкви» не имеет ничего общего с духом Христовой веры. Две раскольнические  организации («филаретовцы» и «самосвяты») заявили о своём объединении под эгидой господина Порошенко на идеологической основе русофобии. Постыдную роль сыграл в этом Экуменический патриарх Варфоломей со своим Синодом. Оставляя, однако, видимую сторону этих суетных дел, обратимся к смыслу происходящего. 

Итак, новосозданная структура (пока ещё заявленная в юрисдикции Константинопольского патриарха) претендует зваться «автокефальной», то есть «самовозглавляемой», самоуправляемой. Конечно, написать можно ещё и не то, но в действительности во главе новой организации стоит светское лицо, временно оказавшееся на месте президента Украины. «Папа» этой «церкви» – Пётр Порошенко. Он восседал в президиуме «объединительного» собора как главный режиссёр. Он и есть фактический «предстоятель» ПЦУ даже не скрывает своей заинтересованности в происходящем. 

Номинальным же главой из рядов раскольнической иерархии определён Епифаний Думенко. Так сказать, для протокола. И понятно, что человек, не имеющий законного (канонического) посвящения в сан может быть главой лишь таких же раскольников, как он сам.

Пётр Порошенко и Епифаний Думенко

Пётр Порошенко и Епифаний Думенко

Первые шаги новоизбранного «иерарха» говорят о многом. На первой его службе при перечислении предстоятелей Поместных Церквей был пропущен Московский патриарх. В проекте устава ПЦУ несколько раз заявлено о поддержке единства с другими Поместными Церквями, но раскольники остаются раскольниками, сколько ни объявляй их православными. Это как чёрное называть белым. Даже если и считать новую организацию «автокефальной», то уж никак не Поместной Православной Церковью. Ведь Поместная Церковь есть часть Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Она должна исповедовать и поддерживать Единство Вселенской Церкви.  ПЦУ на это органически неспособна.

Её сторонники заявляют о своей «независимости», добавляя многозначительное «от Москвы». Правда, раскольники «филаретовцы» и «самосвяты» и так были независимы от Москвы, они были «автокефальны» во всех смыслах. Их совместный съезд ровным счётом ничего не поменял. Двух перебежчиков-митрополитов из канонической Церкви Украины (УПЦ МП) можно не учитывать – они уже никого кроме себя не представляют.  «Объединительный собор» был таковым лишь для тех, кто и без того едины в своей русофобии. 

Знаменательным стало другое. Прошедший съезд фактически объявил о создании государственной церкви. Столкнуть в плавание по стихиям мира сего каноническую Церковь у украинской власти не получилось, тогда решено было погрузиться в утлые лодки раскольнических организаций, воображая, что это церковный корабль. Это что угодно, но только не «независимая церковь». Это псевдо-церковная организация, которая займётся обслуживанием политики украинского режима, разжигающего вражду между православными народами.

Настоящая автокефальная Православная Церковь ставит церковные интересы выше государственных. А интересы церковные – в христианской миссии, в сохранении апостольского и святоотеческого предания, проявляемого в местной культурной традиции. Для Русской Церкви – это церковнославянский язык богослужения, сонмы святых, почитаемых во всех её частях, соборная молитва всех её членов. А что же в новосозданной украинской религиозно-политической структуре? Доминирование украинского языка в богослужении, акцент на «украинских» святых, иерархический раскол… По причине русофобии будет подавляться всё, что веками питало православных жителей Малороссии, приверженных православной вере.  Это признаки обмирщения и духовного упадка, а в итоге – скептицизм и неверие.

Посмотрите, кто в последнее время тешится в комментариях под новостными материалами по теме украинской автокефалии? Это люди нецерковные, невежественные в делах Церкви. Кому из них есть дело до молитв, исповеди, причастия, постов? Суетясь с внешней стороны церковных врат, они будут рвать рубашку за «украинское православие», но в храм и подумают войти…

По-настоящему независимо отстаивает свои интересы на Украине та каноническая Церковь, которая является органической частью Русской Православной Церкви. Она отстаивает вековую традицию канонического единства и не становится на колени перед сильными мира сего. На долю этой независимой Церкви выпали (и ещё выпадут!) тяжёлые испытания. Духовная крепость и мужество её предстоятеля митрополита Онуфрия и всех верных её чад вызывают горячий отклик и молитвенную поддержку.

Что же касается «поместной» структуры, созданной на Украине по отмашке Порошенко и его хозяев, то это просто вывеска, за которой нет паствы. Это марионетка, не имеющая собственного голоса, очередная химера националистической идеологии, и… новая рана на теле Церкви Христовой.

Фото: УНИАН