Государственный секретарь США Майк Помпео на Ближнем Востоке

Майк Помпео на Ближнем Востоке – что нового?

Госсекретарь США реанимирует план «арабского НАТО»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

По итогам турне Майка Помпео на Ближний Восток нельзя не заметить, что американская ближневосточная стратегия в кризисе. Поездка госсекретаря США, как объявил Госдепартамент, была сосредоточена на двух основных темах: Америка хотела показать своим арабским партнёрам, что она, выводя войска из Сирии, не покидает Ближний Восток, и одновременно подталкивала союзников к противодействию Ирану. 

В поездке американского госсекретаря отразилась невнятность ближневосточной политики США при президенте Трампе. Через два года после его вступления в должность у Вашингтона по-прежнему нет послов в шести странах, которые посетил Помпео, – в Египте, Иордании, Катаре, Саудовской Аравии, Турции и ОАЭ. Нет послов США и в трёх других странах региона – Марокко, Ливии и Сирии. В Госдепартаменте не назначен заместитель госсекретаря по Ближнему Востоку. А вообще, уже два года в администрации Трампа более 40 из 188 должностей послов остаются незаполненными.

Фото: atimes.com

Насколько недавно ставший дипломатом Помпео готов самостоятельно решать внешнеполитические проблемы в воюющем регионе? Ведь около 26 процентов сотрудников Государственного департамента за рубежом и около 42 процентов, находящихся в США, уволены. Помпео во время поездки часто приходилось импровизировать или, как заметили эксперты, «исполнять соло, не имея нот». И дело не только в недостаточности квалифицированной поддержки, но и в отсутствии у Трампа чёткой позиции по Ближнему Востоку, отмечает Foreign Policy.

Пожалуй, не составило проблем для американского госсекретаря лишь посещение Иордании. США – крупнейший донор этой страны; иорданские вооруженные силы получают от Пентагона ежегодно 200 млн. долларов. Естественно, со стороны США это не альтруизм. Поддерживая Иорданию, Америка не сомневается в лояльности Аммана. А Иордания не возражает против своего участия в антииранском блоке арабских государств (хотя здесь её роль не имеет большого значения). 

Ключевым партнёром американцев в арабском мире остаётся Египет. Именно в Каире Помпео попытался широкими мазками обрисовать роль Америки на Ближнем Востоке. 

Госсекретарь США выступает в Американском Университете Карира. Фото aljazeera

Однако, комментируя его речь в Американском университете в Каире, аналитики отметили большой разрыв между планами Вашингтона и эффективностью его действий. В изложении Помпео во всех бедах региона виновен не только Иран, но и Барак Обама. «Результаты заблуждений [Обамы] были ужасными», – заявил Помпео. Однако то, что он причислил к успехам США в регионе при президенте Трампе, вызывает лишь злую усмешку: например, его слова о построении Америкой в Ираке «процветающей молодой демократии».

В своей речи в Каире Помпео пытался дистанцироваться от того, что он назвал ошибками предыдущего президента США, согласившегося на ядерное соглашение с Тегераном, поставившего под сомнение безоговорочную поддержку Израиля и отказавшегося от одобрения автократий в Египте и Саудовской Аравии. 

Роб Малли, бывший чиновник администрации Обамы, а ныне глава Международной кризисной группы, охарактеризовал речь Помпео как «бредовую» и «самодовольную». «Слушать речь Помпео – это всё равно что слушать кого-то из параллельной вселенной», – сказал Малли. Ведь Помпео пытался заставить арабские страны взять на себя все расходы по противодействию Ирану. Идея создания единой коалиции против Тегерана имеет в США давние корни, но ни одному американскому президенту за 40 лет существования Исламской республики достичь этого не удалось. И сегодня США не в состоянии сделать свою антииранскую политику политикой Евросоюза или Турции.

Находясь в Бахрейне, Помпео огласил американский замысел провести 13-14 февраля в Варшаве саммит с участием «десятков стран», посвящённый борьбе с Исламской Республикой Иран. Важно, по словам Помпео, добиться того, чтобы «Иран не оказывал дестабилизирующего влияния». Что это означает?

Американцы снова хотят возложить бремя своей борьбы с Тегераном на союзников. Нового в этом ничего нет, если не считать пояснений Помпео, касающихся «доминирования» Ирана в Ираке, Ливане, Сирии, Йемене и (внимание!) в самом Тегеране. Оказывается, администрация Трампа стремится к тому, «чтобы иранский народ получил контроль над своей столицей». Помочь иранцам свергнуть своё правительство Помпео предлагает путём создания антииранской военной коалиции арабских государств. 

На переговорах с монархами Персидского залива госсекретарь США продвигал план создания «арабского НАТО». Вот только отсутствие согласованных усилий со стороны всех стран Персидского залива и раскол в этой группе арабских государств из-за Катара ослабляют их способность объединяться. Отказаться от Катара, где находится крупнейшая военно-воздушная база США в регионе, американцы не готовы, а других вариантов у них нет. Добиться примирения Эр-Рияда с Дохой Майку Помпео не удалось. Катар, как и Оман, и Кувейт, считают антииранский запал администрации Трампа частью усилий США по поддержке Израиля в арабском окружении. На встрече с катарским эмиром шейхом Тамимом Помпео отказался комментировать сообщения о том, что Вашингтон якобы рассматривал недавно планы начала военных действий против Ирана.

Неудивительно, что союзники США планируют свои действия без опоры на американцев: сирийские курды ведут переговоры с правительством Башара Асада, страны Персидского залива вновь открывают посольства в Дамаске, а турки объявили, что продолжат военные действия против курдов независимо от вывода войск США. Саммит, который американцы проведут в феврале на польской земле, ещё больше привязывая Варшаву к своей внешней политике, покажет, многого ли достиг Помпео в ходе большого ближневосточного турне.

Выступление Майка Помпео в Каире

Заглавное фото: sustg.com