Почтамт в Харькове

Nowa Europa Wschodnia: «декоммунизация» на Украине добралась и до советской архитектуры

Польский урбанист предлагает «рекоммунизацию»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Польский журнал Nowa Europa Wschodnia, посвящённый проблематике Восточной Европы, опубликовал интервью с урбанистом и исследователем архитектуры Кубой Снопеком (Kuba Snopek), который рассказал о том, как процесс «декоммунизации» на Украине влияет на архитектуру. 

«На Украине идёт процесс декоммунизации, затрагивающий, в том числе, архитектуру и городское пространство. Это сейчас там основное явление, характерное для подхода к коммунистическому наследию. На мой взгляд, вернее было бы говорить о десталинизации, поскольку объектом критики становится именно политика сталинской эпохи, которая приобретала и свою архитектурную форму», – считает поляк.  

Урбанист Снопек не может понять, для чего необходимо, например, «декоммунизировать» Крещатик. По его мнению, «иконоборчество – это самая простая форма дискуссии с прошлым, но не самая удачная».  

При этом Куба Снопек вполне одобряет снос памятников Ленину по всей Украине, однако считает, что с памятниками архитектуры так же поступать нельзя. Старые архитектурные сооружения советских времён нужно не сносить, а… переделывать, уверен «прогрессивный» архитектор, при этом он видит огромное поле деятельности для себя в этой стране. 

«На Украине первая волна сноса памятников Ленину была совершенно понятным явлением, эти действия никто не осуждает, но для архитектуры нужны другие решения. Я выступил инициатором проекта «Сцена» в Днепре, бывшем Днепропетровске, предложив провести в одном из парков ревитализацию места, на котором находился раньше амфитеатр сталинских времён. Театр как род драматического искусства с 1930-х годов сильно изменился, с тех пор границы между публикой и актёрами стёрлись, появились абстрактные театральные формы. Сталинский театр был очень простым. Мы же решили создать структуру, которая будет не театром, а неким условным образованием, местом, где каждый может поставить собственный спектакль», – увлечённо рассказывает он о своём творческом дебюте на Украине.

«Зелёный театр» в Днепропетровске, который Снопек называет «очень простым»

При этом он признаёт, что, конечно, «новая модель резко контрастирует с той структурой, которая была на этом месте раньше». Зато проект вошёл в число финалистов Европейского конкурса на лучшее городское общественное пространство, он номинирован на премию Ludwig Mies van der Rohe  –  престижную европейскую архитектурную награду. Снопек уверен, что он показал хороший пример того, «как можно вести дискуссию с прошлым». И надеется, что Украина и дальше «пойдёт по пути переосмысления советских архитектурных форм». 

А вот как выглядит «переосмысление» советской архитектуры

Сейчас Снопек занимается «переосмыслением» советской архитектуры в Харькове на базе Архитектурного института, пытаясь вместе со студентами первого курса «переосмыслить» здание харьковского почтамта, которому уже исполнилось сто лет. 

«Это потрясающее строение в авангардистском стиле», – восхищается архитектор. Тем интереснее его будет «переосмыслить». Логика Снопека поражает своей простотой: поскольку почта сегодня не та, что была сто лет назад, изменились технологические и логистические процессы «и ни один из исходных элементов не работает в наши дни так, как сто лет назад», следовательно, и здание почты нужно изменить. И это будет коллективный проект… первокурсников, хотя и во главе с именитым архитектором.  

«На Украине есть неограниченные возможности для ведения диалога с формами из прошлого, хотя бы потому, что это очень неоднородная страна. Большие украинские города сильно отличаются друг от друга, каждый из них представляет какое-то иное качество», – Снопек видит огромный «фронт работ» на ближайшие годы. По его словам, после майдана на Украине появилось «множество инициатив и свежих идей», что его очень вдохновляет.   

Снопек желает «организовать пространство» харьковского главпочтамта

… Когда-то жители Украины иронизировали по поводу «декоммунизации»: дескать, если уж ломать, то не только памятники Ленину, но и всё, что построено при СССР. Оказалось, что это вовсе не ирония: после памятников пришла очередь советских сооружений, которые европейские деятели предлагают «переосмысливать». В случае с «Зелёным театром» в Днепропетровске проще: грандиозное сооружение под открытым небом просто не сохранилось – оно было сожжено ещё во время Великой Отечественной войны. И не восстановлено. О детище местных архитекторов – Генриха Львовича Швецко-Винецкого и Владимира Фёдоровича Ковалевича – напоминают разве что историки, рассказывающие о том, что «Зелёный театр» вмещал до 3000 человек, к нему вела одна из центральных аллей парка имени Шевченко. Снопек вместе с украинскими «культ-активистами» сумел предложить Днепру незатейливое деревянное строение и сено с пеньками вместо сидений для зрителей. Временное сооружение, не претендующее на след в истории. Что-то вроде аналога советских «агитплощадок», которые были практически в каждом квартале и считались совершенно обычными «локациями» при СССР.

Что сделают харьковские студенты под руководством Кубы Снопека с местным почтамтом, представить сложно: год назад поляка вдохновили «километры коридоров, подиумов, лестниц и лифтов», которые ему предстоит «переосмыслить».

Соб. корр. ФСК

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться