Белорусский транзит

Белорусский транзит перед вызовом «другого уровня интеграции» с Россией

«Танкверт» vs Данкверт и нечто большее

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Начало

На новый круг проблемы в белорусско-российских торговых отношениях вышли сразу же после того самого совещания президента Беларуси с правительством (11 апреля 2019 года), в ходе которого Лукашенко обвинил Россию в «санкциях» и «выкручивании рук» белорусским предприятиям. Правда, говорил о том, что «то ли морковь, то ли салат, то ли уже огурцы не понравились», а на самом деле Россельхознадзор с 12 апреля запретил ввоз из Беларуси не овощей, а фруктов – якобы турецких яблок и груш, которые почему-то путешествовали в Россию через Прибалтику и на этом основании их происхождение оказалось под подозрением. 

Надо сказать, Беларусь пыталась найти решение, с 1 апреля отменив сертификацию продукции, следующей из третьих стран транзитом в Россию, но после этого яблоки и груши стали прорываться на российскую территорию с белорусской стороны вообще без документов, наудачу. В РФ эту фруктовую атаку остановили запретом. Однако яблоками и грушами не закончилось.

12 апреля Россельхознадзор обвинил 37 белорусских предприятий в так называемом ложном транзите. Ситуация, по версии ведомства, выглядит так: за 2-5 суток транспорт белорусских отправителей успевал преодолеть более восьми тысяч километров, доставить продукцию в Казахстан и Кыргызстан, вернуться в Беларусь, снова загрузиться и отправиться по тому же маршруту. «В связи с тем, что государственные ветеринарные службы Республик Казахстан и Киргизии не смогли подтвердить факты доставки таких товаров, указанные компании-посредники были вынуждены приостановить свою внешнеэкономическую деятельности, а некоторые из них учредили новые компании для того, чтобы беспрепятственно поставлять свою продукцию в адреса «фантомных» получателей», – сообщает официальный сайт Россельхознадзора. 

При этом девять белорусских производителей молочной продукции – Лунинецкий молочный завод, «Милкавита», «Сморгонские молочные продукты», Рогачёвский и Лепельский молочно-консервные комбинаты, Барановичский молочный комбинат, Верхнедвинский маслосырзавод, Светлогорский филиал Калиновичского молочного комбината, Любанский филиал Слуцкого сыродельного комбината, «рискуя своей репутацией, уже не прибегая к услугам посредников, начали напрямую отгружать свою продукцию в адреса киргизских и казахских получателей, используя всё ту же "серую схему"».

Россельхознадзор весной и осенью 2018 года ставил вопрос о «ложном транзите» перед Евразийской экономической комиссией, но механизм подтверждения доставки транзитных товаров их покупателям, указанным в документах, так и не был разработан. Ведомство обратилось в ФСБ и Минтранс РФ с просьбой «принять меры» в отношении белорусского «ложного транзита».

В тот же день появилось другое сообщение – о том, что «ложный транзит» Слуцкого сыродельного комбината нашёл подтверждение. Сухое молоко, которое должно было следовать в Кыргызстан, обнаружилось на складе в Санкт-Петербурге. «В ходе осмотра склада должностными лицами Россельхознадзора установлено, что в помещении в антисанитарных условиях находится более 131 тонны сухой молочной продукции. Также установлен факт её перефасовки, перемаркировки и смешивания», – пишется на сайте РСХН. Ведомство заподозрило неладное, поскольку объём готовой молочки на складе в три раза превышал объём сырья. Там же обнаружили 13,8 тонны сывороточно-животного сухого концентрата с массовой долей жира 50%, предназначенного для откорма телят, поросят и птицы (происхождение ООО «Праймилк», Республика Беларусь), 12 тонн мальтодекстрина, примерно 107 тонн сухой молочной продукции российских и белорусских производителей. И, конечно, оборудование для получения молочной «бодяги». 

Был также установлен факт производства контрафактного сухого молока под брендом компании ОАО «Северное Молоко» (РФ, Вологодская область).

Иначе говоря, Россельхознадзор заподозрил ряд белорусских молочников и фирм-посредников, услугами которых они пользуются, в том, что молочное сырьё, которое должно приехать в Казахстан и Кыргызстан, сбывается на территории России, причём ещё и участвует в производстве контрафактной продукции. «Бодяжникам» это очень выгодно, поскольку, во-первых, белорусское сырьё дешёвое и, во-вторых, схема «ложного транзита» позволяет полностью выпасть из зоны внимания контролирующих органов в самой России, ведь закупки десятков и сотен тонн составляющих молочной «бодяги» на отечественных предприятиях потребовали бы как минимум наличия у покупателей пусть небольшого, но настоящего производства.

Далее «Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору РФ подготовила письмо в адрес Федеральной налоговой службы с просьбой провести проверки в отношении 36 белорусских компаний-посредников, осуществляющих незаконные поставки белорусской продукции в Россию, используя схему «ложного транзита» в Казахстан и Киргизию», – сообщает Россельхознадзор. Основанием для этого стала реакция на обвинение в «ложном транзите» руководителя белорусского ООО «Танкверт» Юрия Воскресенского, который заявил, что действительно возит в Казахстан продукцию местных комбинатов, которую перегружает в Москве другим перевозчикам. В ответ на это Россельхознадзор заметил, что в случае перегрузки транзитных грузов «ветеринарная служба Белоруссии обязана информировать об этом ведомство, чего сделано не было. Соответственно, транзит невозможно признать законным». Кроме того, в РСХН собираются провести собственное расследование «всей цепи передвижения белорусской продукции».

А Воскресенский 15 апреля обратился в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) и к послу России в Беларуси Михаилу Бабичу. Он обвинил Россельхознадзор в незаконных действиях, «вопиюще нарушающих всё законодательство и суть создания Евразийского экономического союза». Директор «Танкверта» просит ЕЭК отменить все нормативные акты Россельхознадзора, «направленные на дискредитацию и ограничения в отношении белорусской продукции». Он утверждает, что действия ведомства наносят «невосполнимый ущерб интеграции наших стран».

Вот так потихоньку из экономической плоскости белорусский транзит яблок-груш и местная молочка переместились в плоскость политическую…

19 апреля Александр Лукашенко в ежегодном послании белорусскому народу и Национальному собранию назвал прошедший год «годом торговых войн» и заметил, что ныне они продолжаются. «Это не только санкционное противостояние. Используется широкий арсенал недопустимых мер – давление, дискриминация, шантаж, запреты. Некоторые страны ввели односторонние ограничения в торговле даже в отношении своих важнейших, ближайших внешнеэкономических партнёров. В том числе, как вы знаете, и по отношению к Беларуси», – сказал белорусский президент. 

Однако текущий момент таков, что ни псевдотурецкие яблоки-груши, ни отношения «Танкверт» – Данкверт (глава Россельхознадзора) на торговую войну никак не тянут и объясняются большей частью недостаточным уровнем интеграции России и Беларуси в торгово-экономической сфере. Действуй на территории Союзного государства (или ЕАЭС) единая система электронного мониторинга транзитных грузов, проблема «ложного транзита» рассосалась бы сама собой и ООО «Танкверт» не пришлось бы обвинять ведомство Сергея Данкверта в «нанесении ущерба» взаимной интеграции (которой на самом деле серьёзно недостаёт). 

Пока что в Белоруссии в конце февраля стартовал пилотный проект в пяти крупных пунктах пропуска на границе с Литвой, Латвией, Украиной, Польшей. Полноценно единая система мониторинга грузов заработает не ранее 2020 года, говорят эксперты. Значит, до этого времени Беларуси и России придётся «вручную» решать проблемы «ложного транзита», контрабанды и подсанкционных яблок-груш из Европы, замаскированных под турецкие. Данкверт продолжит уличать «Танкверт», «Танкверт» – жаловаться на Данкверта, а Лукашенко – пенять России на «выкручивание рук». 

Одновременно с этим легион НКО и «свободных СМИ» будут кричать об угрозе суверенитету Беларуси (при всём желании эту угрозу в системе единого мониторинга транзита разглядеть сложно) и разжигать непонимание между народами стран Союзного государства, подавая тему «торговых войн» под острым соусом. 

На деле же слова, сказанные президентом России Владимиром Путиным о «другом уровне интеграции», полностью характеризуют совокупность проблем в отношениях между Беларусью и Российской Федерацией. Каким боком ни поверни, это  даёт о себе знать, причём болезненно для обеих сторон. 

А решения для любителей вскричать о «потере суверенитета Беларуси» могут показаться весьма скучными. Поскольку на теме внедрения общей системы мониторинга транзитных грузов политической каши не сваришь. Хотя система эта и есть тот самый «другой уровень интеграции».