Заседание Совета Безопасности ООН по ситуации в Камеруне, мая 2019 года.

Новая фаза передела зон влияния в Африке

Запад интернационализирует конфликт в Камеруне

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

На прошлой неделе в Совете Безопасности ООН состоялось необычное заседание. Оно проводилось по так называемой формуле Арриа, которая применяется к ситуациям, когда членам Совбеза не удаётся принять решение о включении того или иного вопроса в повестку дня и вопрос обсуждается в неофициальном порядке, чаще всего в формате брифинга.

Данный формат стал применяться с начала 1990-х годов, когда председательствовавший тогда в Совете представитель Венесуэлы Д. Арриа пригласил членов Совбеза на встречу с хорватским священником якобы для информирования их о положении дел в Хорватии (май 1992 года). Впоследствии такие встречи, на которых правила процедуры существенно отличаются от правил проведения официальных заседаний СБ ООН, приобрели регулярный характер. В подобных встречах могут принимать участие даже представители НПО.

На этот раз камнем преткновения стала ситуация в Республике Камерун, где длительное недовольство англоязычных регионов их неравноправным положением в государстве перешло в активную стадию. Начались массовые демонстрации, акты насилия. Правительство ответило применением силы, конфликт принял радикальные формы.

В настоящее время в Камеруне существуют два крупных сепаратистских движения: Временное правительство Амбазонии (так планируют назвать своё государство камерунские сепаратисты) и Амбазонский правящий совет. Каждое движение имеет своё военное крыло. За последние два года в результате вооружённого насилия погибли как минимум 1800 человек. Это правительственные данные, в то же время называются цифры в десятки тысяч погибших…

Делегация США в СБ ООН предложила включить ситуацию в Камеруне в официальную повестку дня, но ряд стран выступили резко против. Во-первых, воспротивился сам Камерун. Во-вторых, выступили против все африканские члены Совбеза – Южная Африка, Кот-д’Ивуар и Экваториальная Гвинея. Однако США продавили заседание и провели его под видом «информационного брифинга», на котором получили слово представители англоязычных районов Камеруна, выступавшие то в церковных платьях, то под видом «неправительственных» организаций. Целью их выступлений было доказать, что в Камеруне совершаются массовые нарушения прав человека и международное сообщество должно действовать…

Здесь следует учитывать две стороны проблемы. Во-первых, реальное положение англоязычного населения в Камеруне и, во-вторых, поведение тех, кто использует и провоцирует камерунский конфликт.

Говоря о первой стороне медали, надо сказать, что ситуация в стране, действительно, непростая. Она связана не только с сепаратистскими настроениями в англоязычных регионах. Камерун находится в центре более крупной зоны нестабильности и наводнён миллионами беженцев. Что касается собственно сепаратизма, то отделения требует лишь небольшая часть недовольных. Ряд движений ставят в повестку дня расширение автономии или федерализацию на новых условиях, однако радикальные элементы готовы к террору.

При рассмотрении второй стороны медали следует отметить, что проблемы Камеруна во многом сложнее аналогичных проблем других стран Африки. Камерун был колонизован сразу несколькими странами: в 1884 году – Германией, а после поражения Германии в Первой мировой войне – Францией и Британией. Формально бывшая германская колония стала «подмандатной территорией» Лиги Наций, но на практике это была та же колониальная система. После создания решением ООН двух Камерунов (французского и британского) они остались подопечными территориями тех же метрополий. ООН в отличие от Лиги Наций поставила вопрос об их деколонизации, но французская и британская части оказались в неравном положении. Если французский Камерун обрёл независимость 1 января 1960 года, то британскому Камеруну пришлось выбирать между присоединением к французскому Камеруну или к Нигерии.

Результатом стали многочисленные трения между разными частями страны. Так, присоединение британского Камеруна к независимому (бывшему французскому) Камеруну совершалось при условии создания федеративного государства, где обе части существовали бы на равных правах. Однако в 1972 году федеративное устройство было упразднено, власть оказалась в руках франкоязычных камерунцев. С этого времени стало нарастать недовольство англоязычного населения страны, что и привело к кризису.

Атаки на Камерун усилились после того, как страна превратилась в потенциально нефтяную державу. В 2002 году Международный суд ООН принял решение о передаче полуострова Бакасси с его богатыми нефтяными месторождениями от Нигерии Камеруну. Отметим удивительное для XXI века утверждение этого суда, обосновавшего изменение принадлежности территории тем, что европейские державы имеют право (!) проводить в Африке границы. Тогда и начались вооружённые набеги на страну группировки Боко Харам…

Позиция России по отношению к кризису в Камеруне впервые была публично выражена в 2018 году в связи со взятием в заложники сепаратистами англоговорящих областей 79 школьников. Россия решительно осудила это преступление, отметив, что рассматривает эти события как свидетельство серьёзности проблем, порождённых сепаратизмом и экстремизмом. Было заявлено, что решение кризиса  возможно только «политическими методами, путем открытого инклюзивного диалога в интересах скорейшего достижения в Камеруне мира и национального согласия». В связи с ростом уровня преступности посольство России в Камеруне предприняло дополнительные меры по усилению безопасности, а МИД РФ предписал российским гражданам, находящимся на территории Камеруна, проявлять бдительность и осторожность.

Выступая на последнем заседании Совета Безопасности ООН, представитель Российской Федерации отметил, что гуманитарная поддержка Камеруна возможна, но только в случае, если сам Камерун попросит Совет об этом. То есть Россия рассматривает ситуацию как внутреннее дело Республики Камерун и выступает против вмешательства в её внутренние дела. Россия, Китай и африканские страны против включения ситуации в Камеруне в официальную повестку дня СБ ООН, но прошедшее заседание показало, что Запад будут интернационализировать конфликт.

Ситуация в Камеруне сегодня – яркий пример новой фазы передела зон влияния в Африке. Это и усиление претензий Германии на Африку, и извечное столкновение наследников британских и французских колонизаторов, и вмешательство США. В этом контексте и следует рассматривать политику Камеруна по сбоижению с Китаем и Россией.