Американская армия в Ираке

Что происходит в Ираке под флагом борьбы с «Исламским государством»*

Войска США останутся в Ираке «сколько потребуется»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Тема второго рождения «Исламского государства» (ИГ)* муссируется и в СМИ, и на официальном уровне. Генеральный инспектор Пентагона Гленн Файн, оценивая результаты операции «Непоколебимая решимость» в период с 1 апреля по 30 июня текущего года, заявил: «ИГ укрепляет свои возможности для ведения повстанческой деятельности в Ираке. Укоренившиеся внутриполитические курдские противоречия и продолжающиеся столкновения курдов с правительством Ирака по поводу спорных территорий с богатыми ресурсами на севере Ирака позволили боевикам ИГ использовать разрывы между курдскими и иракскими силами для перегруппировки и подготовки атак в регионе».

31 июля премьер-министр Иракского Курдистана принял руководителя Управления по сотрудничеству в области безопасности в Ираке (OSC-I) США, бригадного генерала Грегори Кройдера. Стороны подчеркнули необходимость принятия немедленных мер по установлению тесной военной координации между Эрбилем и Багдадом для обеспечения безопасности спорных территорий, а представители ВС США подтвердили свою поддержку министерству пешмерга Регионального правительства. Премьер Барзани отметил, что боевики ИГ используют нестабильность в некоторых районов Ирака для перегруппировки и наращивания сил.

Несмотря на громкие заявления Багдада в конце 2017 года о полной победе над ИГ и широкомасштабные войсковые операции в провинции Анбар, где в приграничных с Сирией районах 8 армейских бригад при поддержке авиации пытались зачистить местность, «Исламское госудапрство» по-прежнему представляет серьёзную угрозу силам безопасности и гражданскому населению. С начала 2019 года в Ираке отмечены многочисленные случаи подрывов, вооружённых атак и террористических актов в 11 из 18 провинций страны, погибли более 1300 человек.

28 июля иракские спецслужбы объявили, что им удалось сорвать серию скоординированных нападений н объекты в Багдаде, Басре, Эрбиле и других крупных городах. В ходе оперативных мероприятий были уничтожены десятки боевиков, арестованы 160 участников бандформирований в провинции Нейнава, 40 в Багдаде, четверо в Басре. В провинции Салах эд-Дин отражена атака террористов на нефтяное месторождение Алляс – третья за последние три месяца.

4 августа премьер-министр и Верховный главнокомандующий Адель Абдель Махди в сопровождении министров обороны и внутренних дел прибыл в провинцию Киркук, где армейские части, подразделения «антитеррор», спецназ федеральной полиции и формирования «народного ополчения» начали операцию «Новая заря» по очистке провинции от спящих ячеек ИГ. Авиационную поддержку участникам операции оказывали иракские боевые самолёты и вертолёты, а также ВВС США, которые нанесли удары по выявленным целям в районе Махмур.

В этот же день посол США в Багдаде Мэтью Тюллер заявил, что американские войска находятся в Ираке по просьбе местных властей с целью подготовки национальной армии и противодействия ИГ и останутся там столько, сколько потребуется. Дипломат отметил, что США объявили иракскую шиитскую группировку «Харакят Хезболла ан-Нуджаба» террористической из-за сотрудничества с КСИР Ирана. Ранее казначейство США объявило о санкциях в отношении четырёх иракских деятелей, в том числе двух высокопоставленных командиров шиитского «народного ополчения», мотивируя это обвинениями в нарушении прав человека и совершении преступлений против иракских суннитов на освобождённых от ИГ территориях. В ответ парламентский представитель альянса радикальных шиитов «Саирун» (лидер – Муктада ас-Садр) обвинил Вашингтон в заговоре и попытках «начать новый кризис в Ираке».

Неожиданными оказались действия премьера А. Абдель Махди, который находится под сильнейшим разнонаправленным давлением – из Вашингтона и Тегерана. 10 июля он заявил, что готов дать второй шанс проиранским ополченцам стать частью национальной армии, пригрозив им в противном случае роспуском. 22 июля иракский премьер посетил Тегеран, где был принят президентом ИРИ Хасаном Роухани. Во время визита поднимался вопрос о статусе шиитского ополчения. В комментарии представителя МИД Ирана Аббаса Мусави подчёркнуто, что хотя это внутренне дело Ирака, ополченцы не будут полностью интегрированы в иракскую армию.

5 августа в Ираке начались ещё две операции. На севере провинции Дияла к зачистке района Кифри от ИГ приступили силы пешмерга, причём представители Регионального правительства подчеркнули, что действуют самостоятельно. В провинции Нейнава формирования 4-й и 24-й бригад «народного ополчения» провели зачистку в горах Бадуш к северо-востоку от Мосула, а также на юге города. Обнаружено и ликвидировано 15 схронов ИГ, где обнаружены запасы продуктов, средств связи, оружия и амуниции. Казалось бы, в борьбе с ИГ налицо успех, но всё не так просто. Подтверждением этому служат ракетный обстрел 9 августа нескольких населённых пунктов в районе Имам Ваис и обстрел из миномётов колонны МВД Ирака близ г. Ханакин, провинция Дияла. В тот же день к патрулированию улиц этого второго по величине города страны приступили военнослужащие США. 10 августа в провинции Нейнава в ходе проведения операции погиб 35-летний сержант морской пехоты, это уже девятая безвозвратная боевая потеря ВС США в Ираке в 2019 году.

В довершение богатого на события дня 5 августа глава правительства Абдель Махди отдал приказ в течение 24 часов вывести все формирования шиитского «народного ополчения» из г. Мосул и заменить их на армейские части. Решение вызвало шквал негодования ополченцев – сотни бойцов в знак протеста перекрыли шоссе, соединяющее города Эрбиль и Мосул, угрожая применением оружие. Ситуация накалилась настолько, что на место прибыл Фалех Файяд, руководитель «народного ополчения» и советник премьер-министра по национальной безопасности. По итогам визита Файяд объявил, что ополченцы будут обеспечивать безопасность в провинции Нейнава совместно с иракскими вооружёнными силами, фактически дезавуировав распоряжение Верховного главнокомандующего. 6 августа представитель группировки «Харакят Хезболла ан-Нуджаба» Наср аш-Шаммари, находившийся с рабочим визитом в Тегеране, пригрозил: «Американцы должны знать, что если иракское правительство предпримет шаги против Ирана, оно будет свергнуто в течение нескольких недель».

Такая угроза, с одной стороны, неудивительна – иракские радикальные шииты многократно выражались и более воинственно. С другой стороны, они никак не реагировали на два налёта ВВС Израиля на территорию Ирака. 19 июля ракетно-бомбовому удару израильского истребителя пятого поколения F-35I Adir подверглась база «народного ополчения» в районе Амирли (провинция Салах эд-Дин), где якобы находились иранские военные советники из Корпуса стражей исламской революции. 28 июля авиаудар был нанесеён по базе «Ашраф» в 40 км от Багдада, где складированы доставленные из Ирана вооружения, включая БПЛА. По данным СМИ, среди ополченцев и иранских военнослужащих были убитые и раненые.

Ирак превратился в арену многостороннего вооружённого противостояния, на его территории находятся тысячи иностранных военнослужащих из США, Турции, Ирана и других стран, иностранные боевые самолёты наносят удары кто по курдам, кто по иранским прокси, и всё это – под флагом борьбы с «Исламским государством». Шиитское «народное ополчение» отвергает интеграцию в структуры министерства обороны Ирака, фактически самостоятельны и курдские пешмерга. Уже появились предложения вернуть в Ираке всеобщую воинскую повинность, как это было до 2003 года.

*«Исламское государство» (ИГ) – террористическая организация, запрещённая в России