Петер Хандке

Справедливость для Сербии, или Петер Хандке

У австрийского писателя хотят отобрать Нобелевскую премию

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В 2019 году Нобелевская премия по литературе была присуждена австрийскому писателю и драматургу Петеру Хандке (1942 г. р.), человеку со славянскими корнями, словенцу по матери.

С молодых лет Хандке много экспериментировал, призывая менять «буржуазный язык». Отход от экспериментов в сторону реализма произошёл в 1970 году, когда австрийский литератор написал один из самых знаменитых своих романов «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым». Впоследствии эту книгу экранизировал всемирно известный немецкий режиссёр Вим Вендерс, а Хандке в свою очередь напишет потом сценарий для культового фильма Вендерса «Небо над Берлином».

До середины 1990-х годов Хандке, который к тому времени переехал жить во Францию, имел статус непререкаемого авторитета в европейской культурной среде: получал престижные премии, печатался в ведущих изданиях, его пьесы ставили крупные, знаменитые театры, он пробовал себя в кино.

Однако воспоминания детства тянули австрийца Хандке в Югославию. Свой первый роман «Шершни» (1966) он написал на отдыхе в югославском, ныне хорватском острове Крк. В 1996 году Хандке опубликовал сборник путевых эссе «Зимняя поездка по Дунаю, Саве, Мораве и Дрине, или Справедливость для Сербии». В этой книге он одним из первых западных писателей рассказал о сербах как о жертвах агрессии. Рассказал, как отрабатывался для сербов ярлык «фашистов».

«Я был такой, как и все, но однажды почувствовал, что невозможно, чтобы один народ и одна страна были виновны во всем, – объяснял впоследствии Петер Хандке сербскому изданию "Блиц". – Для СМИ Запада Сербия была своего рода черной дырой… Мне захотелось узнать, что происходит с сербами в Краине и Боснии, поскольку они оказались в других государствах, в положении людей второго сорта». И с горечью добавил: «Исторический фашизм победить было можно, потому что тогда было сопротивление ему. А сегодня это сопротивление отсутствует».

Побывав в вырезанных мусульманскими боевиками сербских сёлах близ Сребреницы, побеседовав с выжившими, Петер Хандке не побоялся заявить, что «геноцид в Сребренице» – это миф. Когда в 1999 году авиация НАТО начала бомбить Югославию, он в знак протеста порвал с католической церковью и отказался от немецкой премии Георга Бюхнера. И продолжал непредвзято говорить о той войне. А затем отправился в Косово, где посещал разорённые сербские монастыри и кладбища, общался с местными сербами, чьи семьи погибли от рук албанских боевиков.

Когда новые сербские власти в 2001 году выдали Гаагскому трибуналу Слободана Милошевича, Петер Хандке вместе с коллегами Робертом Диксоном и Гарольдом Пинтером выпустил обращение в его защиту. А потом посетил Милошевича в его тюрьме в Гааге. За то, что Хандке присутствовал на похоронах этого югославского лидера и выступил на них со страстной речью, обличающей двойные стандарты, он поплатился: «Комеди Франсэз» отказался ставить его пьесу, а вокруг присуждения ему премии Генриха Гейне разожгли страсти, что писатель предпочёл отказаться от премии. Когда актёры театра «Берлинер ансамбль» собрали для Хандке сумму, равную той, которая вручалась вместе с премией, он передал собранные деньги сербскому анклаву в Косово.

После одностороннего провозглашения независимости «Республики Косово» Петер Хандке заяввил в интервью Le Figaro: «Признавая албанское государство Косово, Запад нанес смертельный удар сербскому народу края и сделал его пленником и беженцем в собственной стране».

На Западе его не переставали травить. И только в Сербии почитали и любили. Петер Хандке избран почётным членом Академии наук искусств Республики Сербской, Академии наук и искусств Сербии, почётным гражданином Белграда.

Ещё в 2006 году в интервью «Нью-Йорк Таймс» он рассказывал, что в юности мечтал о Нобелевской премии, но теперь убеждён, что никогда не получит её из-за своей позиции по Югославии. И когда стало известно, что Нобелевский комитет присудил ему Нобелевскую премию по литературе за 2019 год, Хандке сказал в интервью «Радио Белграда», что очень удивлён, рад и обязательно отметит это событие со своими сербскими друзьями ракией и белым вином. Однако решение Нобелевского комитета было жёстко оспорено албанскими и хорватскими политиками – премьер-министром Албании Эди Рамой, главой «Республики Косово» Хашимом Тачи, лидером боснийских мусульман Хусейном Кавазовичем, главой движения «Матери Сребреницы» Мунирой Шубашич, Министерством иностранных дел Хорватии, Партией демократического действия Бакира Изетбеговича, членами президиума БиГ Желько Комшичем (от хорватской общины) и Шафиком Джаеферовичем (от мусульманской общины). Противники Хандке назвали его «сторонником геноцида», который занимается «оправданием военных преступников», и заявили, что Нобелевский комитет «потерял нравственные ориентиры».

Будет ли вручена Петеру Хандке Нобелевская премия по литературе или Нобелевский комитет, уступив политическому давлению, откажется от своего решения и не даст восторжествовать справедливости для Сербии, станет ясно к 10 декабря – дате, когда ежегодно вручаются эти премии. Однако австрийский писатель со славянскими корнями уже победил, выбрав сторону правды.