Выборы, которые могут разрушить Великобританию

Выборы, которые могут разрушить Великобританию

Шотландские националисты: «Мы не хотим правительство Бориса Джонсона, мы не хотим выходить из ЕС»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Британские тори уверенно победили на внеочередных парламентских выборах 12 декабря.

Консервативная партия премьер-министра Бориса Джонсона получила 364 меств в палате общин, лейбористы – 203, Шотландская национальная партия (SNP) – 48, либеральные демократы – 11, Демократическая юнионистская партия Северной Ирландии, выступающая за союз с Великобританией, – 8. Североирландские националисты  впервые провели в парламент больше депутатов, чем юнионисты. Партия «Брекзит» Найджела Фараджа не получила ни одного места.

По итогам этих выборов напрашиваются два вывода.

Во-первых, полностью провалился курс Джереми Корбина, при котором лейбористы оторвались от своего электората в рабочих районах Великобритании. В итоге партия получила худший результат  с 1935 года. Правда,  британские и американские спецслужбы перед днём голосования 12 декабря провели мощные информационные атаки против Джереми Корбина, но всё же главную роль в поражении лейбористов сыграли их собственные ошибки. Корбин сообщил, что он отходит от партийного руководства.

Во-вторых, потерпел крах курс на радикальную интеграцию в Евросоюз, взятый  новым лидером партии либеральных демократов Джо Суинсон. Если Корбин хотя бы сохранил свой мандат в палате общин, то ставшая в июле лидером либерал-демократов Джо Суинсон в парламент не прошла и покинула пост лидера партии.

Позицию  шотландских националистов, выступающих против Брекзита, можно объяснить, помимо прочего, материальными мотивами. Шотландия получает от Евросоюза  много благ и преференций, в частности льготные торговые квоты, финансирование образовательных программ, обмен высококвалифицированной рабочей силой (например, университетской профессурой); шотландские студенты имеют свободный доступ в европейские университеты; на долю Евросоюза приходится 30% мировых продаж шотландского виски.

Всё это окажется под вопросом в случае выхода Великобритании из ЕС. И победа консерваторов, выступающих под водительством Бориса Джонсона за скорейший разрыв с Евросоюзом,  сразу вернула в повестку  дня вопрос о повторном референдуме о независимости Шотландии. Глава Шотландской национальной партии (SNP) Никола Стёрджен заявила: «Мы не хотим правительство Бориса Джонсона, мы не хотим выходить из ЕС».

Стёрджен признаёт, что  «у Бориса Джонсона есть мандат на то, чтобы вывести Англию из ЕС», но утверждает, что и Джонсон должен признать: у Стёрджен «есть мандат на то, чтобы дать Шотландии выбор  альтернативного будущего». В ближайшие несколько дней лидер SNP сделает официальный запрос о предоставлении ей законных полномочий для проведения голосования за независимость, сообщила  BBC.

«Мы знаем, что Борис Джонсон откажет Стёрджен», – предсказывает, политический обозреватель BBC Филип Сим. И тогда дело вряд ли ограничится дискуссиями. Лидер фракции SNP в палате общин Йен Блэкфорд уверен: «У нас будет референдум о независимости. Мы спасем Шотландию, она станет  независимым членом Европейского союза!»  По словам Блэкфорда, отказ от предоставления Шотландии возможности второго референдума о независимости станет «оскорблением демократии».  

Корреспондент CNN Шина Маккензи проехала по Шотландии  в канун выборов 12 декабря, выясняя позицию студентов, создавших в университете Сент-Эндрюс группу за независимость Шотландии.  Студенты недовольны тем, что «Шотландия воспринимается как страна второго сорта, где вестминстерские повелители диктуют всё – от финансов до оборонной политики. «Мы хотим сидеть рядом с Англией за столом, – говорит студент Гарри  Стейдж, – а не под столом, ловя объедки, которые они нам бросают». 

Известный шотландский политолог, профессор Джерри Хассан считает, что результаты выборов 12 декабря означают «крушение двух послевоенных опор Великобритании – не только лейбористов, но и консерваторов, лидер которых Борис Джонсон не в состоянии справиться с большими трещинами, вызывающими многочисленные кризисы; иссушающее мышление Бориса Джонсона является признаком более глубокого и долгосрочного недуга: упадка власти…»

Вкушают плоды победы на выборах в Вестминстер и североирландские националисты. В связи с изменившимся представительством Северной Ирландии в палате общин, где теперь доминируют Шинн Фейн и SLDP,  встаёт вопрос о судьбе и этой части Соединённого Королевства, ставшей камнем преткновения на переговорах по Брекзиту. Членство в Евросоюзе сделало возможным упрочение с трудом завоеванного мира в Северной Ирландии, позволив этой исторической области оставаться частью Соединённого Королевства, но при этом быть тесно связанной с другим государством – Республикой Ирландия.

«Теперь, когда сделка Джонсона с ЕС по Брекзиту практически гарантированно пройдет через палату общин, в ближайшие годы в провинции (в Северной Ирландии. – Ред.)  начнутся серьезные перемены –нарастают слухи о референдуме об ирландском единстве», – пишет британская TheTelegraph.

Самое популярная газета  в Ирландии  Irish Independent   считает, что успех SNP, а также североирландских националистов и республиканцев ставит вопрос о независимости Шотландии и объединения двух Ирландий на первое место в политической повестке дня. Партии Шинн Фейн и SLDP будут тоже настаивать на проведении референдума о независимости, если Северную Ирландию попробуют вывести из ЕС  против воли её населения.

Джерри Хассан, цитированный выше, видит главную причину политического кризиса в Великобритании в том, что после распада Британской империи страна долго и безуспешно искала своё место в мировой политике. А в итоге попала в зависимость от «особых отношений» с Соединёнными Штатами.  Упадок старого британского истеблишмента и рост новых правящих и господствующих групп,  ещё более корыстных, привели к непропорционально высокой концентрации капитала в Лондоне и на Юго-Востоке, к потере рабочих мест на Британских островах, к снижению уровня жизни большинства граждан.

Борис Джонсон избегает разговоров о том,  что ждёт Соединённое Королевство после выхода из Евросоюза. Он этого не знает. Возможно, состоявшиеся 12 декабря 2019 года выборы в палату общин станут последними в стране с названием «Великобритания».

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться