К чему приведёт Узбекистан попытка избавиться от российского влияния?

К чему приведёт Узбекистан попытка уйти от России?

О политической подоплеке волны арестов и судебных приговоров в Ташкенте

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Военный суд Узбекистана 15 июля вынес приговор бывшему начальнику управления Объединённого штаба Вооруженных сил Акбару Ярбабаеву и его супруге Елене Ярбабаевой, сообщила пресс-служба Верховного суда.

Акбар и Елена Ярбабаевы были арестованы 15 июля 2019 года. По данным узбекской службы Радио «Свобода» – Радио «Озодлик», Акбара Ярбабаева обвинили в шпионаже в пользу России (официальными властями Узбекистана информация не подтверждена). Он осуждён на 11 лет и 6 месяцев тюрьмы. Его супруга Елена Ярбабаева по аналогичному обвинению приговорена к 6 годам условно.

Вместе с Ярбабаевым были  арестованы  бывший директор Института стратегических и межрегиональных исследований (ИСМИ) при президенте Узбекистана 61-летний политолог Рафик Сайфулин, корреспондент газеты Минобороны Узбекистана «Ватанпарвар» («Патриот») подполковник в отставке Владимир Калошин и ещё «около десяти сотрудников Службы государственной безопасности и Министерства обороны  Узбекистана», сообщило Радио «Озодлик».

По данным «Независимой газеты» и Радио «Озодлик», против них были выдвинуты обвинения, предусмотренные  ст. 157 (измена государству) УК Узбекистана.

Главным фигурантом процесса, по мнению западных СМИ, был Рафик Сайфулин, который в советское время служил в КГБ СССР, после обретения Узбекистаном независимости был сотрудником Государственного комитета Узбекистана по прогнозированию и статистике, позднее возглавил ИСМИ.

В своих аналитических материалах Сайфулин выступал за сближение Узбекистана с Россией. «Сайфулин был очень хорошим специалистом, но у него были пророссийские взгляды», – заявил в интервью финансируемому Пентагоном порталу «Каравансарай» эмигрировавший во Францию узбекский политолог, бывший сотрудник ИСМИ  Камолиддин Раббимов. Это «но» говорит о многом. В мае 2020 года Сайфулина приговорили за «пророссийские взгляды» к 12 годам лишения свободы.

В марте сего года Военный суд Узбекистана признал виновным в государственной измене  Владимира Калошина. Его приговорили также к 12 годам тюрьмы.

Владимир Калошин – военный пенсионер, инвалид второй группы. По словам родственников, следователи применяли к Калошину недозволенные методы, угрожали физической расправой детям, внукам и супруге, требуя нужных показаний.  Калошин заявил об этом в письменной форме суду. Судебный процесс, по мнению проживающей в России дочери Калошина Анастасии Епишевой, проходил с процессуальными нарушениями.

Калошин был автором ряда публикаций о становлении узбекской армии. За активное участие «в осуществлении духовно-просветительских и социальных реформ в стране, воспитании молодежи в духе верности родине» награждён медалью «Шухрат». Он автор книги «Нашей истории строки», которая посвящена Вооружённым силам Узбекистана и изучается на военных кафедрах Узбекистана и  Российской Федерации. В защиту военного журналиста выступили многочисленные общественные и правозащитные организации, в том числе Совет ветеранов и выпускников Ташкентского высшего общевойскового командного училища имени Ленина (ТВОКУ), а также ЦК Общероссийского профессионального союза военнослужащих.

Какова политическая подоплека этой волны арестов и приговоров? Рассмотрим последовательность фактов.

19 мая 2020 года МВФ одобрил выделение Узбекистану  льготного кредита в $375 млн. 22 мая 2020 года правительство США объявило о выделении Узбекистану  ещё $3 млн через Агентство США по международному развитию (USAID). 30 июня прошла онлайн-конференция  «Центральная Азия – США» (С5+1) с участием госсекретаря США Майка Помпео и министров иностранных дел Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Казахстана и Туркмении. 7 июля в Женеве в формате видеоконференцсвязи состоялось четвертое заседание Рабочей группы по вступлению Республики Узбекистан во Всемирную торговую организацию (ВТО). Переговоры были возобновлены после  15 летнего перерыва. А 15 июля военный суд Узбекистана вынес приговор супругам Ярбабаевым. Логично предположить, что, по замыслу узбекских правоохранителей, это должно было понравиться «американским партнёрам».

И действительно. Финансируемый Пентагоном портал «Каравансарай» положительно оценил действия властей республики, отметив, что «продолжающееся судебное разбирательство по делу политического аналитика и ряда военнослужащих по обвинению в шпионаже в пользу Москвы знаменует собой попытку правительства Узбекистана избавиться от российского влияния».

Интересы США в регионе известны. Они сформулированы в  концепции «Большой Центральной Азии», разработанной в Университете Джона Хопкинса. Эта концепция предусматривает контролируемую Вашингтоном интеграцию республик Центральной Азии с Афганистаном и Пакистаном.

В феврале 2020 года, выступая на круглом столе в Heritage Foundation, заместитель помощника президента США, старший директор  по Южной и Центральной Азии в Совете национальной безопасности Лиза Кёртис сказала: «Мы хотим содействовать соединению между Центральной Азией и Афганистаном… В 2018 году Узбекистан провел историческую конференцию, в которой приняли участие различные афганские группировки. Мы ценим ту поддержку, которую мы получили, и уверены, что можем и впредь рассчитывать на это».

В 2018 году в Узбекистан пришла американская «мягкая сила»: в республике была зарегистрирована первая американская НПО за последние полтора десятилетия – American Councils for International Education.

Вашингтон открыто заявляет, что его политика в Центральной Азии направлена против России и Китая. Между тем мониторинг общественного мнения населения региона, проведенный экспертами Пентагона, свидетельствует, что в Узбекистане, Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане наибольшим одобрением пользуется Россия (80 процентов респондентов), значительно меньшим – Китай (46 процентов). И лишь 30 процентов жителей Центральной Азии выражают своё одобрение Соединённым Штатам.

В такой обстановке наиболее простым  для США способом нейтрализовать влияние Китая и России в регионе является его дестабилизация. Одним из её инструментов стало принуждение правительств региона к организации возвращения с Ближнего Востока боевиков-салафитов. Майк Помпео об этом заявлял неоднократно.

Что принесёт это странам Центральной Азии?

Эксперт по радикальному исламу, проживающий в США сотрудник аналитического центра The Modern Diplomacy Уран Ботобеков, которого не заподозришь в симпатиям к России, в январе 2020 года опубликовал свой доклад Anti-Russian Ideology of Central Asian Salafi-Jihadi Groups: Causes and Consequences, где подробно описывает деятельность лидеров салафитов, окопавшихся в Сирии.

Перечисленные Ботобековым группировки придерживаются доктрины «Аль-Каиды»* (запрещена в РФ). Один из идеологов центральноазиатского джихадизма Абу Юсуф Мухожир, лидер узбекской группировки «Катибат Имам аль-Бухари», в видео, опубликованном 26 декабря 2019 года, призывал мусульман Центральной Азии и России делать финансовые пожертвования на нужды джихада. Он же призвал мусульман Центральной Азии не становиться рабами русских кафиров (неверных) и провозгласил  джихад обязанностью всех мусульман.

«Несмотря на то, что центральноазиатские джихадисты считаются маленьким винтиком в транснациональной суннитско-джихадистской сети, они фактически разрабатывают и распространяют антироссийскую идеологию на постсоветском пространстве и на Ближнем Востоке», – пишет Ботобеков. И вот этих врагов России Майк Помпео хочет вернуть в Центральную Азию.

В декабре прошлого года Помпео, принимая в Вашингтоне министра иностранных дел Казахстана Мухтара Тлеуберди, настойчиво муссировал тему приёма в республике граждан Казахстана из Сирии и Афганистана, а также беженцев из китайского Синьцзяна.

Госсекретарь США Майк Помпео и президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев

В этом году в Госдепе ждут гостей из узбекского МИД. Можно ожидать, что Помпео не забудет обсудить с узбекскими коллегами тему репатриации из Идлиба  ненавидящих Россию узбекских махаджиров-салафитов.

Не означает ли всё это, что Ташкент не только не противится, но фактически подыгрывает антироссийским планам Вашингтона? Как иначе можно расценить арест и осуждение на длительные сроки отставных военных и известного политолога, вся «вина» которых состояла в том, что они симпатизировали России?

Посеять хаос в Центральной Азии – конечная цель Вашингтона. Подыгрывать этой политике – значит приближать наступление хаоса.