Прокси-война в Ливии

Прокси-война в Ливии

«Египет и Ливия: один народ, одна судьба»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

20 июля 2020 г. парламент Египта единогласно проголосовал за возможность применения вооружённых сил страны за её пределами. Всем очевидно, что египетские войска пойдут в бой только в одном месте – в Ливии.

Президент Египта Абдель Фатх ас-Сиси ещё в начале июля обещал ввести войска в Ливию для «восстановления безопасности и стабильности». Теперь у него есть парламентский мандат для открытой поддержки Ливийской национальной армии Халифы Хафтара. Есть мнение, что данное решение должно послужить сигналом и Эфиопии, где идёт строительство крупной дамбы, которая изменит уровень воды в Ниле (в бассейне этой реки расположены Египет, Кения, Эфиопия, Судан, Танзания, Уганда). 

10 июля египетские войска провели масштабные учения «Стойкость-2020» у границы с Ливией, это было послание Эрдогану и проверка боеспособности армии. На манёврах отрабатывались вторжение по суше и прибрежные операции.

20 июля ас-Сиси встретился в Каире с лидерами ливийских племён на конференции «Египет и Ливия: один народ, одна судьба»; обсуждались варианты военной поддержки этих племён Египтом.

Решение, принятое в Каире, изменит баланс сил в Восточном Средиземноморье. Турция сейчас открыто поддерживает так называемое Правительство национального единства (ПНС) Фаиза Сараджа в Триполи, оказывая ему военную помощь. На Западе действия Эрдогана в Ливии нравятся далеко не всем. 6 июля 69 членов Европарламента выступили с письменным обращением, призвав ввести экономические санкции против Турции и персонально против Эрдогана. Помимо Ливии в обращении упоминались агрессия Турции в Иракском Курдистане, Северной Сирии и подавлении демократической оппозиции в самой Турции.

Турецкие войска в Ливии

Активным противником действий Турции в Северной Африке выступает Э. Макрон. Франция инициировала проведение операции «Морской страж» у побережья Ливии под видом борьбы с пиратством и терроризмом. В самом начале операции возник инцидент, когда французский корабль остановил судно под танзанийским флагом для досмотра по подозрению в незаконной перевозке оружия. Судно сопровождали турецкие фрегаты, которые несколько раз наводили на французский корабль радары, угрожая ракетной атакой. Инцидент был задокументирован и передан на рассмотрение в НАТО. Если добавить скандал с изменением статуса музея Св. Софии и поддержку Эрдоганом Азербайджана в вооружённом конфликте с Арменией, то ситуация выглядит тревожной.

В США считают, что Турция соответствует только одному критерию членства в НАТО – рыночной экономике (по остальным критериям – нет), но у альянса нет механизма исключения стран-членов. Поэтому разногласия западных держав с Турцией в рамках Североатлантического блока могут принять затяжной характер. Особенно критичным для США оказалось бы прямое столкновение Египта и Турции в Ливии, учитывая, что и Турция, и Египет официально являются союзниками Вашингтона.

Что касается соседей Ливии, то первые признаки политического кризиса наблюдаются в Тунисе. Там усиливаются противоречия между исламистской партией «Ан-Нахда» и оппозицией. «Ан-Нахда» имеет 52 места в парламенте (всего 217 мест) и представляет крупнейшую политическую силу. «Ан-Нахда» близка к братьям-мусульманам и поддерживает в Ливии режим Фаиза Сараджа, ведущий войну против армии Халифы Хафтара. Официально Тунис выступает с позиции нейтралитета по отношению к борющимся силам в Ливии, но, учитывая темпы эскалации, этот нейтралитет вряд ли сохранится.

Алжир также поддерживает правительство в Триполи и выступает против передачи Египтом оружия ливийским племенам. Алжирские войска развёрнуты сейчас на границе с Ливией, а в министерстве обороны заявили, что египетскую интервенцию в Ливию будут рассматривать как нападение на Алжир.

Халифу Хафтара поддерживают также Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ, что особенно раздражает Турцию, так как эта «арабская Швейцария» была важна для Анкары в плане проведения финансовых операций. Помощь ОАЭ осуществляется в основном деньгами, хотя после недавнего поражения Хафтара от турецких военных и сил ПНС поддержка Эмиратов была сокращена.

В ливийской прокси-войне работает и фактор исторической памяти. В течение столетий империя турок-османов контролировала земли нынешней Ливии и оставила о себе не лучшие воспоминания. В арабских странах Ближнего Востока и Северной Африки неприязненно относятся к притязаниям Турции на роль регионального лидера. Не близка арабам и турецкая версия ислама. Арабы связывают своё национальное возрождение с освобождением как от европейского неоколониализма, так и от турецкого вмешательства.

Заглавное фото: REUTERS/Ayman Al-Sahili

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться